Долгая дорога домой
Когда в 1996 году Жак впервые оказался в столице провинции Квебек в качестве участника Гран При, он, с аккуратной короткой стрижкой и в круглых очках с тонкой оправой, больше походил на прилежного студента, чем на опытного гонщика, каким в ту пору уже являлся. Хотя в серии Индикар он добился немалого, в Ф-1 Вильнев еще только учился. Его Williams в субботу был быстрее других машин, но не быстрее такого же автомобиля с Дэмоном Хиллом за рулем. Проиграв британцу в квалификации лишь две сотых секунды, Жак отменно стартовал, но все же вошел в первый поворот позади Дэмона. Это и определило исход гонки — более опытный Хилл избрал тактику двух пит-стопов, в то время как канадец останавливался в боксах лишь раз. Со старта Дэмон оторвался от Вильнева и в итоге пересек финишную черту на несколько секунд раньше Жака. «Я не считаю, что ошибся в тактике, — после финиша канадец был невесел. — А в конце гонки и вовсе ехал явно быстрее…» Дэмон же шутил: «По ходу всего уик-энда Жак был очень близко, между нами с трудом бы пролез даже лист папиросной бумаги. Но все же первым стал я». Месяц спустя Вильнев вернул Хиллу «должок», выиграв в Сильверстоуне. Но вряд ли это послужило достаточной моральной компенсацией. Жак видел, как за него болели в Монреале: город сошел с ума. В 96-м Вильнев стал первым в истории своей страны автогонщиком, признанным лучшим спортсменом года. И Жак должен был сделать все возможное и невозможное, но непременно выиграть «свою» гонку.
История домашних гонок Вильнева началась, конечно же, гораздо раньше 1996 года. Впервые в жизни Жак стартовал в Канаде десятью годами раньше. На залитом лучами августовского солнца картодроме Сен-Хилари близ Монреаля собралось несколько десятков мальчишек, чтобы в честной борьбе выявить быстрейшего. Жак, совсем недавно окончивший трехдневный «курс для новичков» в школе Джима Расселла (юному канадцу пришлось даже устанавливать специальные накладки на педали — столь мал ростом он был), как и остальные, горел желанием выиграть. После тренировки к юному картингисту подошел репортер местной радиостанции и, дождавшись, пока тот закончит начищать до блеска знаменитый черно-красный шлем, точь-в-точь такой, в каком выступал в гонках Жиль Вильнев, спросил, чего Жак хочет добиться в гонках. Ответ последовал незамедлительно: «Стать чемпионом мира».
Канадец пришел к финишу первым, но, к сожалению, радость победы была недолгой. Соперники, настороженные более высоким звуком мотора, потребовали проведения технической инспекции, которая и выяснила, что двигатель на карте Вильнева был чуть-чуть мощнее, чем допустимо. Следующие несколько месяцев Жак провел в пансионате в швейцарских Альпах. Он выглядел слегка задумчивым, и нередко его видели что-то рисующим на листе бумаги. Юный пилот разрабатывал раскраску собственного шлема, того самого, в котором проведет все последующие гонки в своей жизни, того самого, в котором станет победителем серии CART и чемпионом Ф-1.
Гран При Канады-97 должен был стать для Вильнева победным. В квалификации Жак сбросил с прошлогоднего результата три секунды, а партнера по команде — место Хилла занял Хайнц-Харальд Френтцен — опередил на три десятых. Но завоевать поул канадец вновь не смог, уступив Михаэлю Шумахеру тринадцать тысячных. Со старта Жак вплотную преследовал немца, но в конце второго круга последовала нелепая ошибка — бело-синий Williams чуть быстрее, чем надо, вошел в последний поворот трассы, а секунду спустя с грохотом ударился о бетонную стену финишной прямой. «Совершенно детская ошибка, — горевал Вильнев. — Я вообще не собирался атаковать в самом начале гонки, а планировал прибавить чуть позднее. Машина выглядела просто замечательно, и надо же…» Неприятные для Жака события продолжали происходить в гонке даже после вылета канадца. Буквально на последнем круге гонки механики Дэвида Култхарда подарили уже почти одержанную шотландцем победу Михаэлю Шумахеру, главному сопернику Вильнева в борьбе за чемпионский титул. Словом, это был не тот случай, когда стены дома помогают.
В начале ноября 1997 года Вильнева вновь встречали в Монреале. Уже в ранге чемпиона мира. И если бы Жак согласился проехать в открытом лимузине по бульвару Сен-Лоран, главной улице столицы Квебека, то принимали бы его, наверное, ничуть не менее торжественно, чем первых космонавтов в Москве. Но чемпион мира решил ограничиться встречей со своими поклонниками на ледовой арене команды «Монреаль Канадиенс». Переполненный двадцатитысячный стадион стоя приветствовал Вильнева почти десятиминутной овацией. И едва смолкнув, вновь разразился громом аплодисментов, когда Жаку вручили хоккейный свитер легендарной команды. В этот момент самый популярный в Стране кленового листа вид спорта оказался на втором месте.
В 1998 году Жак вывел на домашнюю трассу автомобиль с гордой «единичкой» на носовом обтекателе. Вот только первым он был лишь в одном списке — участников соревнования. Шестая стартовая позиция (но все же на одно место впереди Френтцена) — это все, чего Вильнев смог добиться. «Не такая уж это и хорошая трасса — сплошные «эски» да «шпильки», — ворчал он. — По десятибалльной шкале я бы поставил ей «семерку». Хотя мое сердце ставит 9″. Гонка началась сумбурно — две аварии на старте, три раза на трассу выезжала машина безопасности, не все гладко складывалось у лидеров. Вильнев же, напротив, выглядел очень уверенно и вскоре оказался на второй позиции, никого, впрочем, не обогнав. А когда очередной пейс-кар свернул в боксы и лидирующий Джанкарло Физикелла чуть-чуть замешкался, канадец решился на отчаянный маневр — ведь ему, действующему чемпиону, впервые с начала сезона представился шанс стать лидером Гран При. Быть может, на другой трассе Жак и не поступил бы столь рискованно. Но только не в Монреале! Увы, но возможности автомобиля на этот раз не соответствовали амбициям пилота — Вильнев успел выйти вперед лишь на полкорпуса, непрогретые шины не вынесли экстренного торможения и автомобиль выскочил на гравийную полосу безопасности. Все бы ничего, канадцу даже удалось вернуться на трассу, но мгновение спустя его «добил» ударом сзади Minardi Эстебана Туэро. Даже потеряв заднее антикрыло своего Williams, Жак не прекратил гонку. Финишную черту канадец пересек десятым, отстав от победившего Михаэля Шумахера на шесть кругов.
Гоночные детство и отрочество Жака прошли далеко от родины — уму-разуму Вильнев учился в Италии и Японии. Но когда в августе 1992-го канадская табачная компания PLAYER’S пригласила 21-летнего пилота провести один этап Формулы-»Атлантик», тот не колебался ни секунды. На старте гонки по улицам городка Труа-Ривьер, расположенного примерно в 100 километрах к северо-востоку от Монреаля, Swift DB4 Жака Вильнева расположился на 12-м месте. А на одну позицию впереди стоял автомобиль его дяди и тезки. В Формуле-1 брат Жиля Вильнева выступал, мягко говоря, не слишком сильно, но Ф-»Атлантик» — совсем другое дело. В Труа-Ривьере Жак-старший выигрывал уже трижды, близок он был к триумфу и на этот раз. Уже к середине гонки ветеран смог, отчаянно атакуя и трижды обновив рекорд трассы, выйти на второе место и даже начал атаковать будущего победителя Криса Смита, когда не выдержал мотор. А вот его племянник ехал, быть может, и не столь эффектно, зато эффективно и смог в результате подняться на нижнюю ступеньку пьедестала почета. На следующее утро Journal de Montreal вышел с заголовком «Дядя устроил грандиозное шоу, но результата добился племянник». А широкие круги канадских любителей автоспорта именно тогда впервые узнали, что у легендарного Жиля, кроме брата, есть еще и сын — автогонщик. И с тех пор уже не забывали об этом.
Все в этом мире относительно. Неудачи сезона-98 год спустя казались оглушительными успехами. Ни Вильнев, ни Рикардо Зонта не могли добиться хоть какого-то результата за рулем машин BAR. А ведь на двоих у них было четыре чемпионских титула в четырех самых престижных классах кольцевых автогонок. К сожалению, Гран При Канады не стал исключением. «Сегодня дела у нас шли просто превосходно, абсолютно ничего не сломалось», — так охарактеризовал Жак итоги квалификации, в которой показал лишь 16-й результат в двух секундах от поула Шумахера-старшего (Зонта был 17-м). Но в гонке уже на первом круге Вильнев смог отыграть пять мест, а к середине дистанции поднялся еще на три ступеньки вверх и оказался практически на пороге очковой зоны, когда, к ужасу своих поклонников, вновь наступил на старые грабли. Ошибка все в том же последнем повороте — и на пути автомобиля опять оказалась злополучная стена. «Это полностью моя вина, — сокрушался Вильнев. — Машина сегодня была хороша, а вот гонщик подкачал…» Слабым утешением для Жака стало то обстоятельство, что еще два чемпиона Ф-1, которые участвовали в этой гонке, тоже не смогли разминуться с пресловутой стеной. Единственный же, кому это удалось — Мика Хаккинен — в итоге и победил.
Канадским поклонникам Формулы-1 всего лишь раз довелось увидеть победу своего земляка в Гран При. Случилось это в 1978 году, когда первым к финишу пришел Жиль Вильнев. И до этого местные пилоты пытались бросить вызов заезжим звездам, но получалось это у них не слишком-то хорошо. Лучший результат показал Билл Брак в 1969 году — его BRM финишировал в 10 кругах позади победителя, и гонщик, естественно, даже не был классифицирован. Но в конце 70-х болельщики с полным правом рассчитывали, что несчастливой традиции будет положен конец, ведь в Канаде появился спортсмен действительно мирового уровня — Жиль Вильнев. Правда, выигрывать в Ф-1 ему пока не доводилось, но где открывать счет победам, как не на домашней трассе?
Гонка на новом автодроме на острове Нотр-Дам в Монреале состоялась в начале октября. Было так холодно, что ночью в лужах замерзала вода, и даже днем дождь порой сменялся снегом. Со старта вперед вырвался Lotus Жан-Пьера Жарье, а Ferrari Вильнева держалась поначалу на четвертой позиции. Вскоре из-за медленного прокола откатился назад шедший вторым Алан Джонс, не долго противостоял напору канадца и Джоди Шектер. А когда за 20 кругов до финиша из пробитого радиатора машины Жарье начало вытекать масло, стало ясно, что никто в этот день не сможет помешать пилоту Ferrari выиграть гонку. Радости болельщиков не было предела. Увы, но триумф Жиля на трассе, которая через несколько лет получила его имя, до сих пор остается единственной домашней победой для всех канадских гонщиков Ф-1.
Старт Гран При Канады 2000 года сопровождался не просто криками или свистом, а настоящим ревом болельщиков. Еще бы — с шестого места на старте их кумир буквально выстрелил на третье, растолкав в первом повороте Ferrari Баррикелло и McLaren Хаккинена. А вскоре вышел и на второе, когда получил «стоп-энд-гоу» Култхард. Отчаянные атаки преследователей — позади Жака собрался настоящий «поезд» из полудюжины машин — не давали никакого результата. А у лидирующего, пусть и с заметным уже отрывом, Шумахера вдруг закапризничала машина. Казалось, первая домашняя победа наконец-то может стать реальностью, но Жака подвели те, кто просто обязан был помогать, — канадская погода и механики BAR. Когда закрапавший было мелкий дождик усилился и Вильнев свернул в боксы, то с ужасом увидел, что ему вновь ставят слики. Повторный пит-стоп отбросил канадца на десятое место. А обгонять — это, увы, совсем не то, что обороняться, особенно не на самой сильной машине. «Полагаю, я атаковал слишком остро, — Жак в очередной раз не увидел в Монреале финишного флага. — И в результате перетормозил сам себя…» В «шпильке» «Казино» Вильневу, казалось, удалось вытеснить Култхарда на внешний радиус, но вовремя погасить скорость не удалось, и BAR канадца воткнулся в борт Williams Ральфа Шумахера.
Из всякого правила есть исключения. На счету Жака есть-таки одна домашняя победа. Один раз до дебюта в Формуле-1 Вильневу довелось стартовать на автодроме имени своего отца. Это случилось 12 июня 1993 года во время этапа Формулы-»Атлантик». Канадец делал тогда первые шаги во второй по престижности «формульной» серии Северной Америки. Тем не менее весь сезон он колесо в колесо боролся с лидерами — Клодом Бурбонне и Дэвидом Эмпрингэмом, хотя в итоге все же уступил обоим несколько очков. Монреальская гонка оказалась весьма похожей на остальные — со старта и до финиша Жак и Эпрингэм вели невероятную по остроте борьбу, сменяя друг друга на первой позиции. К середине гонки положение несколько стабилизировалось — Дэвид лидировал, но Вильнев неотступно следовал сзади. А незадолго до финиша Жак филигранным маневром оставил-таки будущего чемпиона серии позади и первым пересек финишную черту.
С тех пор Вильнев не единожды стартовал в канадских гонках, и в той же Ф-»Атлантик», и в серии CART. Несколько раз он оказывался даже не в шаге, а буквально в полушаге от триумфа, но так уж получалось, что иногда подводила техника, иногда чуть сильнее оказывался кто-то из соперников. И победить в домашней гонке второй раз ему пока не удалось.
Канадский Гран При 2001 года оказался для Жака Вильнева не слишком похож на предыдущие. Начать хотя бы с того, что канадец впервые за пять лет проиграл квалификацию гонки партнеру по команде (Панис опередил его на три места и четверть секунды). Затем провалил старт — отказала электроника. Хотя по ходу гонки канадцу удалось отыграть несколько позиций, но вовсе не потому, что он кого-то обгонял. Наоборот, когда в зеркалах заднего вида его BAR показалась Ferrari Баррикелло, Жак пропустил бразильца практически сразу. Выигрывать позиции Вильнев мог лишь за счет чужих сходов и пит-стопов. Он вошел было в первую десятку, когда его машина начала буквально разваливаться на ходу. «Думаю, сегодня на нас свалилась годовая норма невезения. Весь уик-энд мы боролись с различными трудностями. И гонка — не исключение: сначала начали барахлить тормоза, а потом отказала трансмиссия», — Жаку оставалось лишь припарковать автомобиль на изумрудно-зеленом газоне монреальского автодрома и скрыться в боксах. Дуэль братьев Шумахеров за победу не представляла для него никакого интереса.
Чем закончилась для Жака домашняя гонка 2002 года, вы уже знаете. За спортивную карьеру Вильнев 18 раз (не считая картинговых гонок) стартовал на территории Канады. Добиться успеха ему удалось лишь однажды. Справедливости ради скажем, что в последние годы Жаку не до побед не только в Канаде. Но глядя на то, как раз за разом пилот, который очень редко допускает на трассе ошибки, выбывает из гонки по собственной вине, поневоле приходишь к выводу — этот Гран При действительно значит для Жака очень много. Настолько много, что он готов порой перейти грань разумного риска.
Победить в Гран При своей страны Вильневу пока так и не удалось. Впрочем, канадец еще не раз планирует выйти на старт домашней гонки: «Я работал десять лет, чтобы достичь нынешнего уровня мастерства. Было бы нелепо остановиться и все бросить. Такие знания и опыт можно использовать и дальше». Так что поклонникам Жака стоит запастись терпением. Вильнев не первый и не последний, кто покинул родину и отправился в «дальние страны» за славой и успехом. Но рано или поздно возникает желание хоть ненадолго вернуться домой. А как известно, дорога домой — долгая дорога.
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1" июль, 2002