Дороги, которые мы выбираем
Кто бы мог подумать! Кто бы мог представить такое пять, семь, десять лет назад! Кто бы мог вообразить, что Жан Алези, чемпион французской Формулы-3 и международной Формулы-3000, пилот, чей невероятный дебют в Формуле-1 (4-е место в первом же Гран При, причем на слабеньком "Тиррелле"!) сразу же покорил огромное количество поклонников, через долгих 12 лет своей карьеры будет радоваться каким-то жалким двум очкам!
"А ВСЕ МОГЛО БЫ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ТАК..."
Да уж, "Машина времени" пела свои знаменитые "Скачки" как будто про него. "Если б мог бы выбирать себе коней..." Впрочем, почему нет? Когда в середине 1990 года Жан получил вполне конкретное предложение от Фрэнка Уильямса, он принимал решение сам. Никто не виноват, если ты выбрал не ту дорогу. Если ты угадал с выбором, всегда моментально появляется масса людей, готовых разделить с тобой заслуженную и не очень славу. "А ведь это я тебе когда-то порекомендовал..." "А ведь это со мной ты посовещался, прежде чем..." Когда ты ошибаешься, ситуация выглядит совершенно по-другому. Виноват только ты сам.
Алези ошибся - сейчас об этом можно говорить с полной уверенностью. Тогда казалось, что он поступает совершенно правильно; более того, его решение является единственным достойным уважающего себя мужчину вариантом. Идти в команду, боссы которой спят и видят за рулем своего болида великого Сенну, а с тобой разговор ведут только "на крайний случай"? Смириться с тем, что тебе в лицо говорят: "Нам не нужен Жан Алези, нам нужна подстраховка на случай отказа другого пилота, получше тебя"? Никогда! Гордый сицилийско-французский характер оказался сильнее любых математических расчетов и меркантильных соображений. "Слушайся разума своего, сын мой, ибо Господь наградил тебя им". Ага, сейчас. Не тот случай. Алези слышал только голос своего сердца, а оно звало его в Ferrari.
И это стало ошибкой номер один. С приходом Алези у "гарцующих жеребцов" начался один из самых мрачных и затяжных кризисов в славной истории этой конюшни. Упаси Бог связывать эти две вещи, он совпали только хронологически. Вины Алези в неудачах Ferrari нет - это всего лишь его беда. Красная машина, сидеть за рулем которой почитают за великую честь все без исключения гонщики мира, в тот момент была совершенно неконкурентоспособной. Время шло, а победы все не приходили. Сложно посчитать, сколько гонок Жан закончил досрочно из-за механических проблем; причем зачастую это были гонки, в которых он лидировал! Это было похоже на старую картежную поговорку: "В картах обычно не везет, не везет, потом ка-ак не повезет! И опять не везет..." Тем не менее, любовь тиффози была ему обеспечена: итальянец - хоть и наполовину - в национальной команде просто обречен на популярность. Может быть, именно эта любовь и удерживала Жана в Ferrari с 1991 по 1995 год. А может, и кое-что другое...
"ЧТОБЫ БЫЛИ ДРУЗЬЯ ИЛИ ХОТЯ БЫ ОДИН..."
Кто-кто, а друг у него был. Причем такой, какого поискать! Случай на самом деле уникальный, сейчас такого не увидишь. К примеру, Хаккинен с Култхардом гоняются за McLaren уже более пяти лет, однако друзьями их назвать как-то язык не поворачивается. Шумахер с Ирвайном тоже не один год провели в болидах одинаковой раскраски, а вы слышали от них что-нибудь, кроме подколок, споров, угроз и даже неприкрытых издевок? В основном гонщики по тем или иным причинам больше года-двух за одну и ту же команду не выступают. А тут... Жан Алези и перешедший из McLaren в 1993 году Герхард Бергер провели вместе три полных сезона в Ferrari и еще два - в Benetton, оставаясь при этом лучшими друзьями и за пределами гоночной трассы. Эта дружба была абсолютно непредсказуемой, скорее, наоборот - им предрекали вражду. Лучший друг Алези - Алан Прост, Бергер же всегда был в отличных отношениях с Сенной. По сценарию им полагалось не сойтись характерами, однако на деле Жан и Герхард быстро нашли общий язык.
Однако Фортуна не торопилась признать Алези своим. Это сейчас, по прошествии большого времени к французу намертво приклеилось прозвище "Мистер Невезение". Тогда же казалось, что все еще можно исправить. Что надо сцепить зубы, работать и успех придет. Не сегодня, так завтра... Ничего, подождем.
Однако босс Ferrari Лука ди Монтеземоло ждать не захотел. Под его началом создавалась совершенно новая команда, и "отработанному материалу" места в ней не было. На горизонте взошла и засияла невообразимо ярким светом звезда молодого Михаэля Шумахера, и дни Алези в Ferrari были сочтены. По иронии судьбы именно тогда, в 1995-м он и одержал свою первую и единственную на сегодняшний день победу. Победу, которую подарила ему неисправная коробка передач на болиде... естественно, Шумахера! Тогда, в Канаде, Жан впервые оседлал Benetton - до подиума его подвозил именно Михаэль. Судя по всему, французу понравилось, потому что следующий сезон он уже встретил за рулем небесно-голубого болида - развод с Ferrari состоялся.
"ЕСЛИ ТОЛЬКО САМ СЕБЕ НЕ ВРАГ..."
Жан Алези и Пэт Симондс |
Самое смешное, что Алези опять мог получить место в Williams. Как и пять лет назад, Фрэнк снова сделал ему предложение, только на этот раз уже как состоявшемуся гонщику Жану Алези. Говорят, что к этому делу приложил немало усилий Алан Прост, чувствовавший себя в некоторой мере виноватым в неудачах друга. Так или иначе, Жан второй раз оказался почти на том же самом перекрестке, и второй раз свернул не туда. Кто знает, что им руководило на этот раз? Может быть, нежелание менять солнечную Италию на туманный Альбион? Или надежда на чемпионский Benetton, одержавший в сезоне-95 одиннадцать побед? Или же просто верность дружбе - куда Герхард, туда и я? В любом случае, теперь это уже не очень важно.
Важно то, что невезение, похоже, принимало клинический характер. Ушедший в Ferrari Шумахер увел за собой Росса Брауна и Рори Бирна - людей, без которых ни один Benetton ничего бы не выиграл, будь за его рулем хоть три Шумахера. В Маранелло же, наоборот, с приходом новых людей жизнь закипела, и команда пошла в гору, что в итоге привело, как мы знаем, к титулам 2000 и, вероятнее всего, 2001 годов. Williams, за рулем которого оказался в итоге юный Вильнев, немедленно перехватил у Benetton чемпионское звание - правда, чтобы потом отдать его McLaren. У самого же Алези дела шли только хуже. Он стабильно приезжал в очках, практически не сходил с трассы, а в дождь ездил по прежнему ярко и сильно. Но боссы, Бенеттон и Бриаторе, ждали побед - а вот их-то как раз по-прежнему не было. Да и общественное мнение потихоньку менялось к худшему - хотя справедливости ради, стоит отметить, что недостатка в поклонниках Жан не испытывал никогда. Может быть, его любят за симпатичное лицо, чем-то напоминающее Слая Сталлоне, может за бесшабашный стиль езды...
Так или иначе, болельщики - болельщиками, а вот боссы команд стали потихоньку относится к Алези с недоверием. Последний удар по его реноме нанес молодой и никому не известный Алекс Вурц, который, заменяя травмированного Бергера, трижды обставил француза в квалификациях.
С этим надо было что-то делать. Бергер пошел по более простому пути - он объявил, что ему стало неинтересно, и ушел из "Формулы" насовсем. Ушел, чтобы вернуться спустя пару лет в качестве спортивного директора BMW в команду все того же Уильямса. Алези же решил, что потеряно еще не все, и стал определяться с будущим. По слухам, вырисовывался контракт с Эдди Джорданом, под началом которого он выигрывал Ф3000. Были разговоры и с Аланом Простом, который к тому времени обзавелся собственной конюшней. Однако Жан с подачи все того же Бергера переходит в Sauber - как-никак, почти Ferrari, двигатели-то те же, итальянские.
К сожалению, в Sauber опять не срослось. Поначалу казалось, что все наладится, были разговоры даже и о победах, но фатальное невезение преследовало Жана и тут. Нет, команда как раз была довольна, ибо колоритная фигура Алези сразу же привлекла к швейцарской конюшне дополнительное внимание прессы, а спонсорам только того и надо. А вот сам Алези был весьма расстроен, и после Гран При Венгрии 1999 года объявил о своем уходе из Sauber. Возможно, он был несколько несправедлив, обвиняя команду и механиков в отсутствии прогресса; возможно, стоило опять немного подождать - ведь жизнь показала, что "зубры" продолжают медленно, но верно прогрессировать. Однако "биологические часы" француза тикали, время шло, а попробовать вкус славы все еще хотелось.
Есть и такое соображение. Может быть Жан, узнав о новом назначении своего "кореша" Бергера, в душе понадеялся, что судьба даст ему третий шанс оказаться в Williams. Альянс британской команды с немецким моторостроителем обещал стать (и стал) невероятно перспективным, и, попав туда, Алези реально мог рассчитывать на то, что ненавистная единичка в графе "победы" изменится на более приятные двойку, тройку... Но то ли Бергер не смог уговорить своих боссов, то ли Фрэнк Уильямс посчитал недостойным в третий раз упрашивать строптивого француза, а только оказался наш герой там, где и предсказывали все обозреватели - под крылом своего старинного друга Проста.
"И ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ..."
2000-й год стал настоящим кошмаром. Ни одного очка, самое высокое место на старте - седьмое, самое высокое место на финише - девятое и 12 сходов в 17-ти гонках! Такого позора Жан, казалось, мог и не вынести. Уже слетались вороны и пелись поминальные песни по поводу завершения его карьеры, однако стойкий француз остался еще на сезон. И, похоже, на этот раз он не прогадал - ситуация явно меняется в сторону улучшения. Ferrari, таинственным и мистическим образом преследующая Жана на протяжении всей его "формульной" жизни, оказалась и тут - на болиды Проста стали устанавливать клиентские моторы итальянской работы. Нельзя сказать, что это сразу же вывело французскую конюшню на первые роли, однако шаги вперед есть, и заметные. Опять-таки, те самые два очка в Канаде, с которых мы и начали. А кроме них еще очко в Монако и очко в Германии - не фонтан, но все же лучше, чем ничего. Однако нашего героя, возможно, ждет и новый поворот.
Скандальное увольнение Френтцена из Jordan сразу же поставило Большого Эдди перед необходимостью в новом и, желательно, опытном пилоте. Особенно в свете грядущего (по слухам) перехода Ярно Трулли в Benetton, под крыло Флавио Бриаторе. Тестер Jordan Рикардо Зонта особыми результатами не блещет, а потому нужен кто-то со стороны. Кто же, как не Алези? Опыт - налицо, отношения у Эдди и Жана, как уже говорилось, прекрасные, и вряд ли они испортятся после четырнадцати-то лет знакомства. С другой стороны, Алан Прост сейчас испытывает острейшую финансовую недостаточность, поэтому откупные за французского пилота ему совсем даже не помешают. Дружба - дружбой, а кушать хочется... Так что, вполне вероятно, когда вы будете держать в руках этот номер, Жан Алези будет колесить по формульным трассам за рулем желтого болида с акулой на носу. Очередной перекресток, очередной выбор... Дай-то Бог, чтобы Жан не ошибся в который раз.
Журнал ProFormula