Изгнанник
Педро де ла Роса
Что бы там ни говорили о ностальгии другие народы, нет людей более привязанных к своей родине, чем испанцы. Представьте теперь, каково было 24-летнему Педро де ла Росе, которого жестокая автоспортивная судьба погнала не только с берегов солнечного Пиренейского полуострова, но и вообще прочь от родного континента, на другой конец света, в Японию. Именно погнала. Потому как гоночная карьера испанца в Европе в 1994 году зашла в тупик.
Начиналось же все просто блестяще. Впервые за руль карта Педро сел в 6 лет. Дебютировал в автогонках в 18-летнем возрасте в испанской Формуле-FIAT Uno. И в первый же год стал чемпионом этой серии, после чего попал в поле зрения испанской федерации автоспорта, начавшей продвигать молодого гонщика. Следующий год, 1990-й, принес ему победу в национальной Формуле-Ford 1600. В 1991 году де ла Роса занимает вполне достойное для дебютанта 1-е место в испанской Формуле-Renault. Результат тем более впечатляющий, что Педро одновременно начал пробовать себя в британских гонках. На следующий год, посчитав, что, задерживаться на полуострове больше смысла нет, он окончательно перебрался, как и положено молодому таланту, на Британские острова. Испанец без лишней раскачки выиграл британский чемпионат Формулы-Renault, а затем и аналогичную серию в рамках всей Европы. После этого о де ла Росе впервые заговорили как о перспективном гонщике на международном уровне.
Но впереди Педро ждал еще один экзамен на пути к вершинам автоспорта - британская Формула-3. В 1993 году, дебютируя в команде West Surrey Racing де ла Роса занимает весьма обнадеживающее 6-е место. Надежды на следующий сезон были велики. WSR специально под де ла Росу заключат договор на поставку двигателей с Renault. Увы...
«Это было страшным разочарованием, - вспоминает руководитель WSR Дик Беннеттс. - Единственным для испанца шансом раздобыть денег на гонки было заключить договор с Renault, чьи чемпионаты он недавно выигрывал. Расчет был прост: если французы смогли создать лучший двигатель для Ф-1, то уж для Ф-3 сумеют и подавно. Увы, первый год ушел у них на учебу. Мы сравнили характеристики двигателя Honda, который стоял на второй машине нашей команды, с Renault. «Француз» оказался менее мощным и более тяжелым. Педро был быстр в поворотах, но терял все на прямых».
В одной внезачетной гонке в Донингтон-парке на машину де ла Росы также поставили двигатель Honda. И испанец тут же оказался на поул-позишн. Но объяснять кому-либо причины неудач было бесполезно. В тот год в центре внимания всей европейской автоспортивной общественности был «второй Сенна» - Ян Магнуссен - который выиграл Ф-3 с рекордными показателями. А Педро де ла Роса в это время не мог бороться даже за места во второй десятке. Его репутация была испорчена. Отсутствие средств не позволяло надеяться на реванш в следующем сезоне. В Европе он оказался никому не нужен.
И тогда взоры выходца с западной оконечности континента обратились на Восток, - тот, который дальше Дальнего. Благо в Японии в то время был просто бум спроса на «экзотических» гонщиков. И такая редкостная птица, как наш испанец, привлекла внимание гоночного отделения компании Toyota. Предложение японцев было принято, и в 1995 году Педро стал гонщиком команды TOM'S местной Ф-3. Ничего не зная о здешних гонках и трассах, де ла Роса уже к середине сезона обеспечил себе победу в серии. В том сезоне на его счету оказались рекордные 8 побед и 8 поулов, а на престижном Гран При FIA в Макао испанец напомнил о себе остальному миру. Став 3-м.
1996 год ознаменовался переходом на ступень выше - в японскую Ф-3000. Одновременно де ла Роса участвовал в островном чемпионате «Гран Туризмо». В обеих сериях испанец стал 8-м. То же место досталось ему и в Макао, где он выступил за команду Пола Стюарта. И наконец наступил 1997 год. Год триумфа Педро де ла Росы.
В этот год наш герой выиграл японскую Ф-3000, 10 раз подряд финишировав на пьедестале. Вдобавок к этому он стал 1-м в японском чемпионате GT, одержав 2 победы в 6 гонках и еще по разу придя к финишу 2-м и 3-м. Рейтинг испанца поднялся необычайно. В мировой классификации гонщиков Champion Spark Plug, например, Педро оказался 3-м, уступив только чемпиону мира Жаку Вильневу и Михаэлю Шумахеру. Стоит ли говорить, что в Японии де ла Роса был признан журналистами «гонщиком года». Победитель, как водится, получил все, что нужно для дальнейшего продвижения: признание среди специалистов, богатого спонсора в лице испанского топливного гиганта Repsol и, как следствие, - место тест-пилота в команде известного открывателя талантов Эдди Джордана.
Педро быстро освоился в автомобиле Ф-1, а руководитель тестовой программы Jordan Тревор Фостер за спокойствие и самообладание назвал его даже сверхчеловеком. Вообще же, все работавшие с Педро специалисты скорее склонны были отмечать техническую подготовку испанца, чем его скорость. «Он всегда прежде всего стремился идеально наладить машину, и если это удавалось сделать, показывал максимальный результат, - рассказывает Грэхэм Фуллер, в команде которого де ла Роса выступал еще в испанской Формуле-Ford. - Некоторые гонщики пытаются объехать проблемы. Педро всегда старался решить их с помощью техники».
«Только хаккинены этого мира идут к цели прямо, потому что их талант виден всем, - говорит Дик Беннеттс, человек, приведший к победе в британской Ф-3 не только Хаккинена, но и Айртона Сенну. - Большинство других гонщиков развиваются постепенно, проходя несколько ступеней. Педро дела Роса очень хорош с точки зрения его целеустремленности и умения обращаться с техникой. Однако что касается природного дарования, то я буду осторожен и скажу, что он все-таки не из лиги Мики и Айртона. Хотя талант имеет немалый».
1998 год прошел в ожидании. «Я хотел гоняться, - вспоминает де ла Роса. - Быть тест-пилотом один год - в порядке вещей, но два - уже слишком много. Гонщик начинает понемногу ржаветь. Вы представить себе не можете, как я скучал но гонкам!»
И вот в 1999 году финансовый кризис Arrows неожиданно открыл перед Педро двери в Ф-1. И тогда на испанца обрушилась слава! А ведь еще за день до подписания контракта даже на родине о нем, по существу, не знал никто, кроме специалистов. И вдруг - бесконечный ряд интервью, телевидение, пресса, встречи с общественностью, съемки для рекламы... Впервые де ла Роса был рад бежать из дома на край света, в Австралию, где должен был состояться первый этап чемпионата мира. Педро отправился в Мельбурн за две недели до старта и сразу по прибытии отключил свой мобильный телефон. Абонент был недоступен вплоть до великолепного финиша в Альберт-парке. 6-е место в первой гонке всегда считалось предвестником суперкарьеры. Однако сам Педро не спешил предаваться по этому поводу ликованию. «Это здорово, но счастливым я себя не чувствую, - говорил в те дни испанец. - Когда вы выигрываете одно очко, вам хочется два. Вы не будете чувствовать удовлетворения, пока не победите. Впрочем, для нас одно очко значит столько же, сколько для Ferrari победа».
Думаю, даже больше.
В других гонках сезона, как и следовало ожидать, дела складывались не лучшим образом для молодого пилота «Стрел». Тем не менее испанец, как и когда-то в Японии, сумел полностью затмить своего товарища по команде Тору Такаги, который так и не научился проигрывать. Да и на фоне своего соотечественника Марка Жене выглядел поувереннее.
Но по-настоящему бремя славы Педро смог почувствовать во время Гран При Испании в своей родной Барселоне. Надо было видеть выражение лица Михаэля Шумахера, когда около сорока окруживших было его местных журналистов неожиданно сорвались с места и бросились бежать к противоположному концу пит-лейн.
Еще бы, ведь там показался Педро!
Изгнанник вернулся, чтобы вновь отправиться в путь.
Леонид Ситник
Журнал "Формула-1" октябрь, 1999