Джонни Херберт: Авария, изменившая жизнь
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Херберт: Авария, изменившая жизнь

Херберт: Авария, изменившая жизнь

21 августа 1988 года пилот команды Jordan Джонни Херберт готовился к старту гонки Формулы-3000 в Брэндс-Хэтче в весьма смешанных чувствах. Месяц назад он в очередной раз заставил всех говорить о себе, блестяще проведя этап в Монце. Несмотря на проблемы с мотором после старта и завал в первой "эске”, он умудрился финишировать третьим, попутно показав быстрейший круг в гонке. И хотя на следующем этапе в Энне у Джонни сгорело сцепление, именно тогда поступило первое предложение от Benetton. Впрочем, что там Benetton, если среди самых заинтересованных зрителей в Брэндс-Хэтче был сам Фрэнк Уильямс, и все вокруг только и говорили, что о его символическом портфеле, в котором якобы уже лежит контракт. Эта гонка могла стать самой главной в пока еще короткой карьере.

Началось все для Джонни – лучше не придумаешь! Стартовав с "поула”, Херберт на первом же круге вышел в лидеры вместе с напарником по команде Мартином Доннели. Тем временем за их спинами разгоралась нешуточная борьба: Пьерлуиджи Мартини, Роберто Морено и Грегор Фойтек бились за третье место. На 24-м круге Морено попытался обойти Фойтека в повороте "Друидз” по внутреннему радиусу, но швейцарец "закрыл калитку”, и Роберто пришлось маневрировать на узком участке трассы. Когда он понял, что не вписывается в поворот, то ударил по тормозам. Но было уже поздно: колеса заклинило и автомобиль вылетел на обочину. Следует отметить, что Фойтек не раз в прошлом был инициатором аварий, поэтому позже Морено решил обвинить его в инциденте. Но в данном конкретном случае Грегор действовал в пределах правил. Впрочем, все это было лишь репетицией будущей драмы.
Судьи остановили гонку, назначив повторный старт, на который смогли выйти 19 машин из 26. В этот раз реакция подвела Херберта, и вперед вырвались Мартини и Доннели. Но Джонни и представить себе не мог, что следующий круг станет для него не только последним в гонке, но и сезоне вообще. А мог стать последним в жизни.
Следом за Хербертом шел все тот же Фойтек. И в том же повороте "Друидз” швейцарец попытался пройти Джонни по внешнему радиусу. Но как и 40 минут назад маневр не увенчался успехом, а стал причиной ужасающей катастрофы…
"Я помню все. Все, начиная с рестарта, как мы помчались к повороту "Друидз” и ударились колесами с Фойтеком – это произошло еще до самой аварии. Я помню, как он шел вслед за мной и начал уходить на внешний радиус. Я шел посередине трассы, а он, наверное, оказался на траве, потому что слева от меня было недостаточно места. Последовал легкий толчок, потом машину закрутило и понесло на мост…”
Херберт и Фойтек столкнулись на огромной скорости. Грегор после нескольких переворотов потерял сознание от удара по голове. А в Reynard Джонни врезался автомобиль Оливье Груйяра.
"Когда я открыл глаза, то увидел, что в передней части машины образовалась огромная дыра, и мне показалось, что у меня нет ног ниже колен, потому что я видел лишь свои колени. Все остальное висело внизу. Я помню, как постоянно кричал: "Разбудите меня! Разбудите меня!” – потому что не хотел верить, что это произошло. Но я действительно помню все – я ни на минуту не потерял сознания”.
Множественные открытые переломы обеих ног, казалось, поставили точку в его автоспортивной карьере. "Ранним утром следующего дня хирург, только что сделавший Херберту операцию, сказал его родителям, мол, с парнем все в порядке, но со спортом придется завязать”, – рассказывал Тревор Фостер, в то время гоночный инженер британца. Сам Джонни так не думал.
"Я помню, как лежал, окруженный постоянной заботой, врачи не знали, что со мной делать. Единственное, в чем они были убеждены, так это в том, что моя спортивная карьера завершена. Но когда лежишь там, ты не можешь позволить себе думать так… Ты не можешь опираться на слова, которые говорят тебе люди. А врачи вообще пессимисты. Я сломал обе ноги в августе и уже пилотировал Benetton в декабре”.

Дмитрий Трошин

Журнал "Формула-1" февраль, 2001



Знаете ли Вы что...