Кими против Мики
На первый взгляд они похожи друг на друга. Оба – невероятно одаренные пилоты, пришедшие в чемпионат мира, перепрыгнув "последнюю ступеньку” в иерархической лестнице "младших” Формул: Ф-3000. Кими при этом прыгнул даже через несколько "ступенек”, миновав казавшуюся обязательной школу "младших” британских Формул. Одним из первых, кого покорил талант Райкконена, был экс-шеф Lotus Питер Коллинз, который в свое время пригласил молодого Хаккинена в Формулу-1. Любопытно, что Питер отрекомендовал юное дарование нынешнему менеджеру Мики Кеке Росбергу. И только после отказа последнего британец "сосватал” Кими более предприимчивым отцу и сыну Робертсонам, которые на тот момент уже вели дела Дженсона Баттона.
Вне трассы и Хаккинен, и Райкконен проявляют чисто финское спокойствие и флегматичность. В 1998 году на проходившей в окружении тортов и бутылей с шампанским пресс-конференции по случаю завоевания Микой титула чемпиона сдержанный финн едва состроил полагающуюся в таких случаях улыбку. В сходной манере реагирует на свои успехи Райкконен. "Как-то Кими выиграл финальный этап одной из картинговых серий с солидным преимуществом, опередив соперников почти на 10 метров, и стал чемпионом, – вспоминает Стив Робертсон. – Несмотря на всеобщее ликование, он был чем-то расстроен. Позднее Кими сказал, что ему не дает покоя ошибка на последнем круге: если бы не она, преимущество могло составить 20 метров!”
Максимализм соседствует в душах финнов с редким эгоизмом. После второй подряд подаренной Дэвидом Култхардом победы Хаккинен обмолвился, что непременно вернет должок шотландцу, но дальше обещаний дело не зашло. Даже растеряв все шансы на титул сезона-2001, Мика упорно твердил, что намерен защищать свои, и только свои интересы. Не отличается альтруизмом и Кими. "Райкконен далеко не самый приятный человек из всех, кого я знаю. Он невероятно эгоистичен, – говорит Петер Заубер. – Его интересуют исключительно собственные успехи”.
Однако если сравнить поведение Кими и Мики на гоночной трассе, то это абсолютно разные пилоты. В юности Хаккинен слыл жутко рисковым парнем, зачастую попадавшим в леденящие кровь аварии. На самых первых смотринах в Ф-1 он привел в оторопь персонал Benetton, едва не въехав в отделявшую боксы от трассы стену прямо напротив "капитанского мостика” команды. "Даже сейчас случается, что я еду будто сумасшедший”, – говорит умудренный опытом Мика. Райкконену чужда философия "грудь в крестах или голова в кустах”. На состоявшихся в декабре 2000-го тестах в Хересе, по итогам которых FIA должна была принять решение о выдаче скандинаву суперлицензии, он проявил чудеса хладнокровия. "Ни одного разворота, вылета в гравий или блокировки колес, – восторгается гоночный инженер Sauber Жаки Экелар. – Кими ездил как пилот с десятилетним стажем”.
Тогда же Райкконен показал себя отменным "настройщиком”. "Проведя на трассе совсем немного времени, Кими вернулся в боксы и предложил, что нужно изменить в регулировках. После четырех кругов! С ума сойти!” – рассказывает бывший конструктор Sauber Серхио Ринланд. Тому же Хаккинену до самого последнего времени отказывали в понимании технической стороны гонок. Говорили даже, что именно отсутствию инженерной сметки у Мики McLaren обязан своей незавидной участью в середине 90-х. "Зачем что-то менять в настройках? – вопрошал механиков будущий чемпион. – Все же и так хорошо”.
Превосходит, по-видимому, Райкконен своего более опытного соотечественника и в умении ездить на мокрой трассе. Петер де Бруин, хозяин первой в карьере Кими профессиональной картинговой команды, заметил его после уверенной победы в "дождевом” заезде. Причем карт финна был "обут” в слики – на покупку резины с протектором у юноши просто не нашлось денег. Да и упомянутые тесты в Хересе, проведенные Кими без единой помарки, проходили в условиях, когда даже многоопытные гонщики не раз соскальзывали с мокрого асфальта.
Зато Райкконена нельзя назвать таким же великим специалистом по обгонам, каким слыл Хаккинен. Нет, бороться за позицию Кими, конечно, умеет: в своем первом Гран При он одолел трех или четырех соперников. Но ему по душе совсем иной стиль пилотирования: "Я люблю лидировать с как можно большим отрывом и гнать во весь опор до самого финиша”. "Райкконен стартует не жалея шин, дабы занять лучшую позицию, – рассказывает менеджер его бывшей команды Ф-Renault Тони Шоу. – Но потом регулирует свой темп, учитывая степень износа резины. В обращении с машиной мягок, почти никогда не горячится”.
Итак, Рону Деннису придется сделать выбор между двумя отменными пилотами. Пока тема заочного соперничества Мики и Кими за право выступать за McLaren в 2003 году прямо не поднимается. Напротив, в стане "серебряных стрел” царит полнейшая идиллия, ибо экс-чемпион еще не решил, вернется ли он в гонки, а его наследник не освоился в "конюшне”. Хаккинен даже пообещал оказать новобранцу психологическую помощь: "У меня богатый опыт выступлений в этой команде и вообще в Ф-1. Значит, я могу быть полезен”. Интересно, что-то скажет Мика осенью следующего года, в пору подписания новых контрактов? Жаль, что мы вряд ли узнаем все подробности: финны редко проявляют свои чувства на людях и делают свое дело без лишних слов.
Игорь Постнов
Журнал "Формула-1" январь, 2002