Михаэль Шумахер: Легко ли быть легендой
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Легко ли быть легендой

Легко ли быть легендой

Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен уже признаны лучшими гонщиками своего поколения. Но в этом году и у немца, и у финна был шанс переписать свою роль в истории гонок, добиться особых, выдающихся достижений. Хаккинен мог вслед за великим Фанхио стать чемпионом мира три раза подряд. Шумахер мог сделать то, чего болельщики Ferrari ждали больше двух десятилетий, — завоевать для Скудерии чемпионский титул. Оба были достойны победы. Но победить мог только один из них.
Развязка нам известна — чемпионом стал Михаэль Шумахер. Он воплотил в жизнь то, чего добивался с 1996 года. На его пути к этому титулу стояли самые разные препятствия, в том числе и травма, полученная в прошлом году. Михаэль не просто подарил чемпионское звание команде, давно его не получавшей. Он смог оживить легенду Ferrari, которая в 80-х — 90-х годах под натиском новых лидеров едва не канула в Лету.
Чем была команда Ferrari в момент прихода Шумахера? Сверхпопулярной, но невезучей «конюшней», гонщикам которой по силам было добиться лишь одной-двух побед за сезон. Скудерия никогда не выбывала из лидирующей четверки Кубка конструкторов, но на фоне былых побед ее результаты выглядели беспомощно. Впрочем, амбиций руководства и ожиданий болельщиков это не уменьшало. Каждый год по весне ворота цеха в Маранелло покидал новый чудо-болид, от которого ждали потрясающих результатов. И каждый год это неизменно заканчивалось разочарованием.
Придя в Ferrari, Шумахер принес с собой колоссальные деньги спонсоров и привел крепкий коллектив, когда-то составлявший костяк команды Benetton (в том числе двух конструкторов и компьютерного гения Теда Чампски). Учитывая, что сам Шумахер — прекрасный пилот, это должно было рано или поздно привести к успеху. Но, впервые появившись перед журналистами в красной форме, Михаэль заявил, что не стоит сразу же ждать от него чемпионского звания — впереди еще очень большая работа. Шумахер повторял это с завидным усердием и добился своего — в долгий путь к цели поверили.


Трехкратный чемпион мира готовится к новым схваткам на трассах

1991 год. Дебютный сезон Шумахера в Формуле-1. У Михаэля все впереди...

Таким образом, Михаэль с самого начала оказался в выгодной психологической ситуации. В 1990 году, когда в Ferrari пришел Ален Прост, для Профессора все сложилось иначе. От него не просили, а требовали титула, причем не когда-нибудь, а немедленно!Кроме того, Прост не смог подружиться с итальянской прессой. А после нескольких критических высказываний о качестве предоставляемого ему болида поссорился и с руководством команды. Все это закончилось скандальным увольнением трехкратного (тогда) чемпиона мира.
Михаэля итальянская пресса полюбила сразу. Правда, любовь эта была непостоянной, и после нескольких чувствительных неудач журналисты с Апеннин начали подсчитывать доходы Шумахера (насчитали 50 миллионов долларов в год) и вопрошать, не зря ли Ferrari платит ему такую большую зарплату.
Однако в самой команде положение Михаэля было прочным. Там имели немного больше информации о деньгах, получаемых немцем. В основном это были целевые средства, которые спонсоры (прежде всего Marlboro) вкладывали в конкретного гонщика. Не было бы Михаэля — не было бы и денег.
Лука ди Монтеземоло и Жан Тодт не смогли бы уволить Шумахера, даже если бы захотели, хотя в первый год пребывания в команде он не показал ничего принципиально нового по сравнению со своими предшественниками Герхардом Бергером и Жаном Алези. Президент и менеджер Ferrari пошли ва-банк, пригласив Михаэля: он был их последней ставкой. Если бы у Шумахера ничего не вышло, Тодт и ди Монтеземоло были бы вынуждены покинуть команду вместе с ним. Так что, как бы ни шли дела, Михаэль мог работать без особой оглядки на результат. Для человека, лишенного внутренней мотивации, такая обстановка служит поводом к безделью. Для амбициозного и честолюбивого немца это было как раз то, что нужно.
Красные машины ехали все лучше и лучше, а Шумахер продолжал говорить, что соперники сильны и стать чемпионом в составе Ferrari — его мечта, которая, конечно, исполнится, но... неизвестно когда. О том, что его звездный час вот-вот наступит, четко и без оговорок немецкий гонщик заявил всего лишь однажды за пять лет пребывания в команде! За две недели до победы в чемпионате. После успеха в Индианаполисе, когда стало ясно, что период летнего кризиса Ferrari остался позади и до победы рукой подать.
Титул достался Михаэлю нелегко. Для возрождения легенды Ferrari ему пришлось кардинально перестроить работу итальянской команды.
Так называемому «национальному характеру» часто придается излишнее значение. Бывают ведь беззаботные и неорганизованные немцы, бывают педантичные и целеустремленные итальянцы. Но Скудерия в целом, несмотря на свой интернациональный состав, обладала «средиземноморским отношением к жизни». В эпоху расслабленного благодушия Ferrari вступила после смерти своего основателя. Другого менеджера с железной рукой, способного подчинить все действия коллектива достижению высокой цели, не нашлось.
В роли такой железной руки выступил сам Шумахер. Все строилось вокруг него. Так, конструктор Джон Барнард, у которого с Михаэлем сложные отношения еще со времен Бенеттона 1991—1992 годов, был вынужден из Ferrari уйти — на его место пригласили дуэт Росса Брауна и Рори Бирна. Покинуло Скудерию и немало другого народа, менее известного, чем Барнард. Все для того, чтобы сложился командный механизм, полностью устраивающий Михаэля. И он сложился и заработал!
Это было первым условием успеха. Вторым условием было мастерство самого Михаэля. Возможно, не все любители Формулы-1 это заметили, но Шумахер здорово прибавил в последние годы. Парадоксально, но факт — завоевав чемпионское звание 1994 года, Михаэль тем не менее имелмассу пробелов в гоночном «образовании». Он уже тогда был почти идеален в «чистой езде» по трассе (что помогало ему в квалификациях). А вот с обгоном соперников или с корректной защитой своих позиций дело обстояло вовсе не так здорово. В английском языке (когда речь идет о гонках) четко различаются понятия driver и racer («водитель» и «гонщик»). Как driver Шумахер был безупречен, в то же время racer он был по меркам Формулы-1 довольно средний.
Но люди делятся на тех, кто перестает работать над собой после первого успеха, и на тех, для кого успех — лишь повод к дальнейшему совершенствованию. Работа Михаэля над собой продолжалась и в последние годы привела к качественному скачку. В его гоночном мастерстве сейчас практически нет изъянов. Разве что стартует он не всегда удачно. Однако поговаривают, что это — результат специфической конструкции сцепления, используемой Ferrari.
Но есть у Михаэля и негативная черта, которая появилась именно в последние годы, — психологическая неустойчивость. Конечно, все относительно, и любой из обычных людей, попади он в сверхстрессовые условия Больших Призов, не проявил бы и десятой доли стойкости, присущей участвующим в чемпионате гонщикам. Но факт остается фактом — железная твердость перед лицом всяческих потрясений Шумахеру больше не свойственна.
Вслед за улыбчивым «солнечным мальчиком» 1991—1993 годов ушел в прошлое и несгибаемый «господин одна секунда», побеждавший в середине девяностых. Что ж, быть легендой — тяжкий труд, не проходящий даром даже для людей с крепкими нервами...


Достижение Джоди Шектера 1979 года впоследствии не смог повторить никто из гонщиков Ferrari. Теперь эту высоту взял Шумахер. Что дальше?

Теперь вряд ли кто-то назовет Михаэля «роботом» — всем уже ясно, что за предельной концентрацией в решающие минуты могут стоять те же самые слабости, что и у любого другого человека. Не думаю, чтобы это разочаровало кого-то из болельщиков Михаэля. Наоборот, новый, более человечный образ чемпиона способен привлечь к нему новых поклонников.
Итак, цель достигнута. Что же дальше? Оговоримся: цель достигнута для Ferrari. Михаэль же наверняка задумывался о том, как стать статистически лучшим гонщиком за всю историю Формулы-1. Для того, чтобы повторить достижение пятикратного чемпиона Фанхио, Шумахеру нужно победить в чемпионатах еще дважды. Это вполне реально. Может Михаэль обогнать и лидирующего по количеству побед в Гран При Алена Проста.
Но теперь с каждым годом бороться за победы будет все труднее и труднее. Ведь свое слово готовится сказать молодое поколение — Трулли, Физикелла, Ральф Шумахер, Баттон, Монтойя и даже Баррикелло. Каждый из них — потенциальный чемпион. Правда, не каждый получит шанс реализовать свои возможности, но кто-то наверняка бросит вызов Михаэлю в ближайшие два-три года.

С. ИВАНОВ

Журнал АвтоРевю № 22 2000г.



Знаете ли Вы что...