Мечта великана
Фортуна изменчива по отношению к гонщикам не только на скоростных трассах. После блестящей победы в международном чемпионате Формулы-3000 2001 года переход британца Джастина Уилсона на следующую ступеньку гоночной карьеры, в Формулу-1, многим казался делом решенным. Но прошел год с лишним, прежде чем Уилсон подписал контракт с командой Minardi, чтобы стать ее пилотом в сезоне-03. Принято считать, что виной тому не совсем гоночный рост Джастина - 192 сантиметра. Но не только...
«За мою карьеру я не раз слышал, что с таким ростом мне следует забыть о Формуле-1 и гоняться в Америке или в спортпрототипах, но, наверное, я слишком упертый парень, и поэтому моей целью всегда оставалась Формула-1», - потирал руки довольный Уилсон, став незадолго до рождества 2002 года пилотом Minardi. Свой путь к этой цели Джастин начал (естественно, с картинга) еще в девятилетием возрасте. Благо, в его родной Англии созданы, пожалуй, лучшие в мире условия для занятий автоспортом, а у отца Джастина, владельца автозаправочной станции и фирмы по производству растворителей, было достаточно денег, чтобы финансировать недешевое увлечение сына.
Несмотря на высочайшую конкуренцию в британском автоспорте, парень из Шеффилда с юных лет научился обращать на себя внимание не только высоким ростом, но и громкими успехами. В 1994 году в Ф-Vauxhall Junior он одержал первую победу, став в возрасте 16 лет и 3 месяцев самым молодым (на тот момент) победителем автомобильной гонки. Достижения Джастина были замечены, и в 1995 году его имя фигурировало среди шести финалистов конкурса «Молодой гонщик года», проводимого журналом Autosport, командой McLaren и Британским клубом автогонщиков. Заполучить престижную награду Уилсону не удалось, но зато его самого пожелала заполучить одна из ведущих команд Британии, Paul Stewart Racing.
В ее составе в 1996 году он принял участие во «взрослом» первенстве Формулы-Vauxhall. Джастин провел сезон с потрясающей стабильностью, финишируя в пятерке лучших в каждой гонке. Несмотря на всего одну победу, он обеспечил себе второе место в личном зачете. Увы, на следующий год даже три выигранных этапа не позволили ему подняться выше четвертого места, в то время как его напарник Лучано Бурти (ныне - тест-пилот Ferrari) стал чемпионом. Такой результат был явно недостаточным достижением для британца, который, в отличие от многих иностранных гонщиков, приезжающих на Туманный Альбион, не мог похвастать щедрыми спонсорами. Да и почти два метра роста смущали специалистов.
Оставалась надежда на отца, который мог бы оплатить очередной шаг сына наверх по автоспортивной лестнице, в Формулу-3. Собственно, Кит Уилсон так и сделал, но при этом сэкономил, устроив Джастина в только что организованный экс-пилотом Ф-1 Джонатаном Палмером «моноформульный» чемпионат Формулы-Palmer Audi. Конкуренция в этой серии была колоссальная. Были гонки, в которых все участники квалификации «укладывались» в 0,7 с. Поначалу Джастину пришлось нелегко. Но неудачи на первых этапах сезона-98 сменились победами во второй половине первенства, а под конец англичанин сделал триумфальный аккорд, выиграв шесть из семи последних гонок. Победа в чемпионате была более чем убедительной. 19-летнего парня вновь включили в список финалистов конкурса «Молодой гонщик года» и вновь... эта награда миновала его (а в случае успеха он уже тогда мог бы опробовать автомобиль Ф-1). Но куда более ценным призом, который достался Джастину за победу в Формуле-Palmer Audi, стала возможность провести сезон аж в международном чемпионате Формулы-3000. Вдобавок к этому, Джонатан Палмер взял под опеку первого победителя своей серии, став его личным менеджером. «Его габариты действительно были проблемой, но как только он садился за руль и ехал, все напрочь забывали о росте», - объясняет свою ставку на великана Палмер.
Патронируемая Benetton Astromega, куда определили Уилсона, не принадлежала к числу грандов тогдашней Формулы-3000. Между тем уровень конкуренции в международном чемпионате был в 1999 году поистине фантастическим: в квалификации за 26 мест на старте боролись 42 пилота! Тем не менее на незнакомых трассах континентальной Европы Джастину удалось пройти суровое квалификационное сито на всех десяти этапах и дважды попасть в очки. При этом открыл счет он на первой же гонке сезона в Имоле. Фортуна давала понять Джастину, что она все еще играет на его стороне, и не только в отдельных гонках, но и в карьере в целом.
В современном МЧ Ф-3000 нередко такое явление как краткосрочные гоночные проекты: многие «конюшни» достигают своего пика, выигрывая чемпионат, а затем либо уходят в другие серии, либо прекращают свое существование. Именно в такую команду, как показало дальнейшее развитие событий, как раз в нужный момент перешел после своего дебютного сезона в Ф-3000 Джастин Уилсон. Nordic Racing, которой покровительствовала сама Coca-Cola, под руководством талантливого менеджера Дерека Мауэра была готова, не жалея ресурсов, бороться за самые высокие результаты. И даже габариты Джастина не смутили «конюшню», которая слегка «перекроила» под него болид Lola, чем, как утверждают злые языки, нарушила технический регламент. В 2000 году рослый британец дважды поднимался на пьедестал - в Сильверстоуне и на «A1-Ринге» - и в итоге стал пятым в личном зачете, хотя и не выиграл ни одной гонки.
А на следующий год уже матерый Джастин вместе со своей амбициозной командой учинил соперникам самый настоящий разгром. В сезоне-2001 МЧ Ф-3000 впервые отправился на гастроли в Бразилию, где проходил первый этап первенства. Британец выиграл его, а впоследствии еще две гонки, и вновь, как когда-то в Формуле-Vauxhall, был невероятно стабилен. Из 12 стартов Уилсон лишь на «Нюрбургринге» не смог добраться до финиша, и то не по собственной вине, а из-за отказа тормозов. В остальных 11 гонках он всего один раз не попал на пьедестал! Нарушив сложившуюся в МЧ Ф-3000 традицию бороться за титул до последней гонки, Джастин стал чемпионом на предпоследнем этапе, перекрыв установленный в 1998 году Хуаном-Пабло Монтоей рекорд по количеству набранных очков. За рулем точно такой же машины, как и у соперников, британец опередил ближайшего преследователя на 30 с лишним очков!
Неудачливыми преследователями Уилсона в Ф-3000 были Марк Уэббер и Томаш Энге. Как известно, первый стал пилотом Minardi Ф-1 в сезоне-2002, а второй уже в конце 2001 года провел три гонки за Prost. Уилсон же, несмотря на все его успехи, до осени 2001 года ни разу не садился за руль автомобиля Формулы-1. Лишь после того как британец стал чемпионом Ф-3000, команды «большого цирка» проявили к нему интерес. По иронии судьбы первой о желании пригласить Уилсона на тесты объявила все та же McLaren, дважды в прошлом «лишавшая» его звания лучшего молодого пилота года. «Не склеилось» и в этот раз: первой машиной Ф-1 для Джастина стал Jordan, а тесты в составе «серебряных стрел», несмотря на уверения Рона Денниса, так и не состоялись.
За рулем автомобиля EJ11 рост Уилсона снова дал о себе знать. Стало ясно, что работать в Ф-1, даже тест-пилотом, великан-британец сможет только в том случае, если автомобиль будет построен специально под него. Щедрых спонсоров, которые вполне могли бы «уговорить» иную команду Ф-1 взять под свое крыло рослого чемпиона, у Джастина не было. Как считает Палмер, если бы не рост, Уилсон стал бы тест-пилотом одной из британских топ-команд - Williams или McLaren. Одно время он ходил в претендентах на место в основном составе Minardi, однако и эта вакансия уплыла от него, доставшись Марку Уэбберу соотечественнику шефа команды Пола Стоддарта.
Расстроенный, но не отчаявшийся Джастин не поддался соблазну уехать гоняться в Америку, как это сделал выигравший МЧ Ф-3000 годом ранее Бруно Жункейра. Он решил ждать. «Я не хотел спустя много лет рассказывать в пабе за кружкой пива, что мог бы стать пилотом Формулы-1, но не стал им», - объясняет он свое решение остаться в Европе. Смирившись с тем, что трудиться в «большом цирке» в сезоне-2002 ему не удастся, в мае британец «для поддержания формы» решил принять участие в гоночной серии Telefonica World Series by Nissan. Автомобили этого класса, по мнению специалистов, существенно отличаются от техники Ф-3000 и больше похожи на упрощенные машины Ф-1. Так что не удивительно, что из 18 гонок на девяти трассах Европы и Южной Америки привыкший к машинам Ф-3000 Уилсон выиграл лишь две, под занавес чемпионата. Ставшего четвертым британца опередили его бывшие соперники по Ф-3000 Франк Монтаньи и Баз Лейндерс, а чемпионом стал экс-пилот Ф-1 Рикардо Зонта. «У меня была неплохая команда, но я столкнулся с кое-какими трудностями, это была настоящая закалка для характера» - делится впечатлениями Джастин.
Но еще большей закалкой для нервной системы Уилсона стала летняя история с заменой Алекса Йонга в составе Minardi Ф-1. Джастин, установивший с «конюшней» Пола Стодцарта хороший контакт еще в межсезонье, был главным кандидатом на замену не оправдавшего надежд малайзийца. Однако визит на завод Minardi в Фаэнце перечеркнул надежды Уилсона дебютировать в Формуле-1 на Гран При Венгрии: великан попросту не влез в кокпит машины PS02. «Когда я вернулся с завода в отель, мне казалось, что это конец всему», - вспоминает Джастин, вместо которого Йонга заменил Энтони Дэвидсон.
Нужно сказать, что еще с конца 2001 года в окологоночных кругах и в автоспортивной прессе многие относились с искренним сочувствием к британскому великану, преуспев в создании образа обиженного таланта. Вряд ли это действительно разжалобило такого человека как Стоддарт, но все же австралиец дал понять, что чувствует себя морально обязанным Уилсону, и назвал его «номером один» в списке претендентов на место в Minardi в сезоне-03. Было поставлено лишь одно условие - британскому гонщику (как и любому, кто хотел выступать за Minardi) нужно было привести с собой спонсора, который вложил бы в команду пять миллионов долларов.
Найти такие деньги, да еще под рослого Уилсона, с самого начала было нелегкой задачей. Это осознавал и его менеджер Джонатан Палмер, и его отец Кит Уилсон, за прошедшие годы уже вложивший в гоночную карьеру сына, по некоторым данным, до трех миллионов долларов собственных денег. На всякий случай Джастин даже начал готовить «запасной аэродром» в серии CART, приняв участие в тестах тамошней топ-команды Newman/Haas. Но даже реальная перспектива стать чемпионом CART в 2003 году не прельстила нацелившегося на Формулу-1 Уилсона.
Какую-то часть затребованной Стоддартом суммы удалось изыскать, но порядка двух-трех миллионов все равно не хватало. Тогда Палмер решил сделать из своего подопечного инвестиционный проект, предложив всем желающим вложить деньги в Джастна Уилсона и, в случае его успеха, получить в два раза больше. Экстравагантная инициатива вызвала интерес среди британских поклонников автоспорта, и хотя сразу деньги никто не понес, Палмер не отказался от этой идеи и намерен реализовать ее по ходу 2003 года. В качестве запасного варианта отец Джастина приготовился продать свою автозаправочную станцию близ Шеффилда.
Таким образом Уилсону с горем пополам удалось убедить руководство Minardi, что деньги будут в любом случае, и Стоддарт подписал с ним заветный контракт на сезон-03. Пожелания удачи дождавшемуся своего шанса великану смешались с критикой, в том числе от соотечественника и сверстника Энтони Дэвидсона, который считает, что Уилсон выбросил деньги на ветер, заплатив их самой бесперспективной команде.
Перспективы у Джастина и правда незавидные. В Minardi ему предстоит выступать вместе с матерым Йосом Фсрстаппеном, который будет давить на него своим авторитетом и, возможно, более высокими результатами. В активе Уилсона пока лишь один козырь - продемонстрированное им в «младших» Формулах умение выступать стабильно, которое, особенно при новой системе начисления очков, может принести ему хорошие дивиденды. А британцу во что бы то ни стало нужно заявить о себе, причем желательно уже на старте сезона, как это сделал в Австралии-2002 его предшественник Марк Уэббер.
Ведь хотя формально контракт с Minardi подписан на три года, в сезоне-04 Джастин вряд ли продолжит выступления за команду Пола Стоддарта - все денежные закрома и так вычищены подчистую. При благоприятном развитии событий Уилсона приметит одна из «конюшен» уровнем повыше, и Стоддарт уступит его, как уступил Уэббера Jaguar. В противном случае мечта Джастина стать пилотом Формулы-1 станет реальностью на один-единственный сезон. Второго шанса у британского великана, скорее всего, не будет.
Максим Бордунов
Журнал "Формула-1", март 2003г.