Хуан-Пабло Монтоя: Молчание перед бурей
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Монтоя: Молчание перед бурей

Монтоя:  Молчание перед бурей

То, что происходит в Колумбии последние два года, местная пресса уже окрестила "Хуановым эффектом”. Монтоя улыбается с обложек дорогих журналов, поет в рекламных роликах пивных и авиационных компаний. "Все устали от выходок футбольных знаменитостей, и Хуан-Пабло, обладающий харизмой, интеллигентный, воспитанный в хорошей семье, стал им достойной альтернативой”, – утверждает президент Колумбийской автомобильной федерации Рикардо Солер. Два крупнейших национальных канала в прямом эфире рассказывали об успехах колумбийца на трассах Северной Америки, Японии, Австралии. Страна переживает настоящий автоспортивный бум: по выходным к картодромам выстраиваются огромные очереди желающих "прохватить” пару-тройку кругов. Да, в Штатах колумбиец прошел превосходную школу "паблисити”, и, кажется, без труда покорил сердца болельщиков обеих Америк.



В Европе будет труднее. Особенно нелегко Монтое придется в общении с британскими журналистами, которые, как и британские инженеры, задают тон в современной Ф-1. И Хуана-Пабло они пока воспринимают исключительно как парня-из-за-которого-уволили-нашего-Дженсона.
Удивительные вещи происходят под луной. Приди Хуан-Пабло Монтоя в Формулу-1 два года назад, все бы только радовались тому, что молодой талант взобрался на Олимп автоспорта. В середине сезона-98 Джеки Стюарт звал колумбийца на замену безнадежному Яну Магнуссену. Однако планам шотландца воспротивился Фрэнк Уильямс, с которым у Монтои был контракт испытателя. Полгода спустя Хуан-Пабло получил шанс занять место в новорожденной BAR рядом с Жаком Вильневом, но канадец настоял на кандидатуре своего приятеля – Рикардо Зонты.
Известие же о том, что колумбиец в ранге победителя CART вернулся к Железному Фрэнку, вызвало настоящий переполох. Слишком хорошо провел первый сезон в чемпионате Дженсон Баттон. Слишком хорошо запомнился провал недавней звезды CART Алекса Занарди. "Уильямс сильно рискует, приглашая Монтою. Я буду удивлен, если он окажется лучше, чем Баттон”, – выразил общее недоумение Ники Лауда.
Хуан-Пабло по сравнению с общительным Дженсоном производит впечатление человека нелюдимого и даже угрюмого. Он не любит давать интервью и автографы, предпочитая проводить время в кругу близких друзей. Но американская публика полюбила колумбийца не за то, как он ведет себя вне трассы, а за то, как он ведет гоночный автомобиль по ней. Молчаливый латиноамериканец может не превосходить англичанина в говорливости, но европейские журналисты съедят Монтою, если тот окажется медленнее Баттона, чей талант усилят три составляющих: Бриаторе, Гаскойн, Renault. Что же может предложить колумбиец в плане гоночного мастерства?
Фиаско Занарди в 99-м показало, что успех в CART не гарантирует безоблачного будущего в Ф-1. Увы, Алекс так и не смог приспособиться к капризному в управлении и сложному в настройке автомобилю Ф-1. Слишком сильно изменились автогонки Гран При с тех пор, как итальянец принимал (тоже, кстати, без особого успеха) в них участие. Монтоя два года назад работал испытателем в "конюшне” Фрэнка Уильямса, а значит, имеет представление о технике, на которой будет гоняться, в частности – привык тормозить левой ногой. Кроме того, Хуана отличает особенная манера пилотирования: предпочитая чувствительные настройки шасси, он, подобно Шумахеру, умеет и любит ездить на грани вылета. "Болиды Ф-1 ведут себя нервно? Не вижу в этом большой проблемы, – уверен в себе Монтоя. В CART Хуану блестяще удавались рестарты. За несколько кругов под желтыми флагами резина болидов остывала, давление в шинах падало. Но Монтоя в первых поворотах возобновленной гонки чувствовал себя превосходно, тогда как соперники боролись с недостаточным сцеплением шин с трассой. Похоже, и с канавками на покрышках он быстро найдет общий язык. Есть у Монтои и другие сильные стороны, если сравнивать его с Занарди.
"Алекс всегда нуждался в поддержке команды. Похлопайте его по плечу, скажите пару слов ободрения, и в гонке он будет великолепен, – рассуждает бывший инженер Ganassi Racing Морис Нанн еще об одном превосходстве колумбийца над итальянцем. – А вот Хуан ездит быстро без всяких сантиментов”. Эта толстокожесть ой как понадобится Монтое в холодно-профессиональной атмосфере Williams, где открытый и чувствительный Алессандро чувствовал себя будто в морозильнике. "В Ф-1 ему придется отказаться от своей привычки полностью полагаться на команду”, – предупреждает инженер Ganassi Racing Чак Мэтьюз. Действительно, Фрэнк Уильямс сложил с себя ответственность за возможные неудачи еще до первых тестов южноамериканца в новой "конюшне”. "Чем бы все ни закончилось, хуже спать я не стану, – умыл руки британец. – Это будет не первая и не последняя ошибка в моей жизни”.
Еще одним источником напряжения в команде для Монтои станет, возможно, первый ее пилот Ральф Шумахер. Гонщики еще не сошлись на трассе, а молодой немец, встревоженный приходом сильного соперника, уже начал психологическую войну. "Не пойму, почему Хуан столь самоуверен? – хмурится брат трехратного чемпиона мира. – Ник Хайдфельд, которого Монтоя едва одолел в Ф-3000, до сих пор не может адаптироваться к чемпионату мира. А Занарди, который выиграл два титула чемпиона CART? Что он показал?” Однако Хуан-Пабло, похоже, и в этом компоненте не уступит никому. "Люди всегда любили играть в психологические игры. А я достаточно сильная личность, чтобы обращать на это внимание, – кривил губы в пренебрежительной усмешке колумбиец. – В конечном счете, все решается на трассе”.

Игорь Постнов

Журнал "Формула-1" февраль, 2001



Знаете ли Вы что...