Дэвид Култхард в Центре подготовки космонавтов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Невесомый Дэвид

Невесомый Дэвид

«Главное - выспись!» - напутствовали меня на инструктаже в пятницу. А как тут выспишься, если завтра вставать в пол шестого утра? В субботу в семь часов группа из десятка английских, немецких и русских журналистов уже собралась в комфортабельном холле гостиницы «Балчуг», готовая к отправке в Звездный городок. Но прежде чем мы перенесемся в Звездный, немного предыстории.
Два года тому назад, в июне 1997 года, в Москву приезжал Мика Хаккинен, и в рамках программы West in Space, организованной титульным спонсором команды McLaren, проходил полуразвлекательные тренировки в Центре подготовки космонавтов в подмосковном Звездном городке. 1 июля 1999 года его примеру должен был последовать и второй пилот McLaren Дэвид Култхард. Собственно, первоначально все планировалось совсем по-другому. В Россию должен был приехать сам Рон Деннис вместе с Мартином Брандлом, но, как призналась пресс-атташе McLaren Анна Герье, Рона задержали в Уокинге важные дела, и вместо него в Москву привезли Дэвида.










Первым и, конечно, самым главным пунктом в программе визита был полет в условиях невесомости. Недаром у всех нас на комбинезонах красовалась надпись Gravity Zero. И пока Култхард пробивался из Шереметьево в Звездный городок сквозь ряды машин, спешивших на подмосковные усадьбы полусонных дачников, мы, журналисты трех стран, на военном аэродроме Звездного уже поднимались на борт летающей лаборатории искусственной невесомости - самолета ИЛ-76 МДК. Компанию нам должен был составить выставочный экземпляр McLaren MP4/14, который, хоть и был вполовину легче настоящей машины, но в обложенном защитными матами грузовом отсеке ИЛ-76 смотрелся весьма внушительно.
Во время полета нам предстояло испытать десять переходов к невесомости, которая искусственно создается в самолете при подъеме с 6 до 9,5 тысяч метров. Самолет словно вычерчивает в воздухе десять парабол, на верхушке каждой из которых в салоне наступает длящееся 25-30 секунд состояние невесомости, и вы начинаете летать по салону. Но здесь главное не проспать обратный переход, потому что вслед за невесомостью наступит вертикальная перегрузка в 2g, и не дай бог, если вы в этот момент воспарите под потолком. Падение с двухметровой высоты, да еще с двойным ускорением, может закончиться печально. Собственно, эти перегрузки и были самым тяжелым испытанием. Невесомость переносится сравнительно легко, даже приятно, нет почти никакого дискомфорта: главное разобраться в полете, где пол, а где потолок. А вот двадцать перегрузок по 2g даются, признаюсь честно, немного тяжелее.
Вторым рейсом «в космос» отправился Култхард. И, надо сказать, Дэвид остался доволен полетом на все сто: «Волнующие и необычные ощущения», - улыбался шотландец, выбравшись из летающей лаборатории.
Испытавшего прелесть невесомости Култхарда познакомили также с макетами-тренажерами орбитальной космической станции «Мир» и космического корабля «Союз». «Удивительно, какое большое доверие вы должны испытывать к людям, которые работают на земле, - делился шотландец своими впечатлениями с российским космонавтом Василием Циблиевым, с которым познакомился в прошлом году на Гран При Люксембурга в Нюрбурге, где космонавт был гостем Мики Хаккинена и команды McLaren и даже прокатился с Мартином Брандлом на двухместной «формуле». - Ведь ваша жизнь зависит от очень многих людей». Особенный интерес Дэвида вызвала обгоревшая капсула спускаемого аппарата. Шотландец даже попросил на память кусочек обуглившейся обшивки, который ему тут же отковыряли с помощью перочинного ножа. Но это было еще не все.
Напоследок Дэвида ждал еще и десерт» - огромная центрифуга, установленная в одном из ангаров ЦПК (Центра Подготовки Космонавтов) и позволяющая моделировать любые перегрузки. Совместно с учеными МГУ в ЦПК была разработана специальная программа подготовки для молодых автогонщиков, имитирующая перегрузки, возникающие в автомобиле Формулы-1 на любой трассе чемпионата мира. Но Дэвиду, и без того каждую неделю испытывающему подобные перегрузки в своем McLaren, это было не очень интересно. Поэтому «на трассу Хоккенхаймринга» отправили английского журналиста, а для Култхарда приготовили более острое блюдо: имитацию выхода на околоземную орбиту.
– Это уникальная центрифуга, на которой можно смоделировать практически любые перегрузки, - комментировал предстоящий эксперимент российский космонавт Василий Циблиев. - Центрифуга способна раскручиваться до 40g, а это раздавит все, что угодно. 12g - уже опасно для человека. Мы тренируемся в основном до 8g, но сегодня Дэвиду будет полегче. Программа вывода на орбиту предусматривает максимальную перегрузку 3,2g.
Все 9 минут, пока продолжался «вывод на орбиту», мы следили за Култхардом по контрольному монитору, и сказать, что ему было нелегко, значило бы не сказать ничего. Где-то на 2,5g Дэвид сообщил по связи, что у него начала кружиться голова. И хотя шотландец держался молодцом, было видно, что внешнее спокойствие дается ему с трудом. Но самое тяжелое испытание ждало Култхарда во время «отстрела ступеней», когда центрифуга в считанные секунды практически останавливалась, и лицо Дэвида буквально расползалось по подголовнику кресла. «Было трудно дышать, - рассказывал потом Култхард, - такое впечатление, как будто тебя перевернули вверх ногами. Ощущения совсем не похожи на те, что испытываешь во время гонки. В машине голова имеет определенную степень подвижности, а в центрифуге тело полностью неподвижно. Признаюсь честно, полет в невесомость понравился мне куда больше».
«Хочу ли я полететь в космос? Ну, нет! - смеется Дэвид. - Конечно, если начнутся гонки в космосе, тогда я постараюсь полететь. Пока же я - человек земли и не очень комфортно чувствую себя в полете, где от меня мало что зависит», - признался Култхард, покидая Звездный городок.

Владимир Макеев
Фото МИК и автора

Журнал "Формула-1", август 1999г.



Знаете ли Вы что...