Ник Хайдфельд: Идеальный дебютант
В последние годы в чемпионате мира появилось немало новых имен: Рикардо Зонта, Педро де ла Роса, Марк Жене, Гастон Маццакане, Дженсон Баттон. Но присуждайся в Формуле-1 приз в номинации «Идеальный дебютант», победа Ника Хайдфельда не вызывала бы ни малейшего сомнения. Судите сами. Начало карьеры будущей «звезды» кольцевых гонок было каноническим: увлеченные автоспортом родители усадили Ника за руль карта еще в 9-летнем возрасте. В 11 лет мальчишка из Менхенгладбаха стал чемпионом Керпен-Мангеймского картингового клуба. Между прочим, за год до этого чемпионом Германии и Европы по картингу стал Михаэль Шумахер, уроженец городка Керпен. И таких параллелей в судьбе двух немецких пилотов немало.
Как и Шумми, после нескольких лет выступлений в картинге Хайдфельд попал в немецкую Формулу-Ford 1600 - это произошло в 1994 году. Результат Ника - восемь побед в девяти гонках и чемпионский титул - оказался куда более впечатляющим, чем то, что показал Михаэль шестью годами ранее. В 95-м с четырьмя победами Ник стал победителем международного и вице-чемпионом национального первенства Формулы-Ford 1800. И дальше все в карьере Хайдфельда шло как по нотам.
В первом для него сезоне немецкой Формулы-3 в 1996 году, выступая за команду Opel BSR, Ник выиграл три гонки. И хотя одержать общую победу в чемпионате не удалось (Ник стал третьим после Ярно Трулли и Арнда Майера), дебютант сумел обратить на себя внимание своим выступлением на Гран При Макао, неофициальном чемпионате мира Ф-3. Именно на узких улочках «китайского Монте-Карло» загорались звездочки Сенны, Шумахера и многих других. Поул-позишн и уверенная победа в первом заезде не остались незамеченными. Молодое дарование попало в поле зрения сильных мира автоспорта, и в конце 1996 года Нику позвонил представитель гоночной команды Mercedes-Benz.
От таких предложений не отказываются. Хотя позже Ник признавался, что в тот момент еще не мог оценить всей значимости произошедшего. В 19 лет жизнь кажется бесконечной чередой все новых возможностей, а потому напряженной работе с графиками телеметрии он порой предпочитал друзей или компьютерные игры. Но уже с 1997 года времени для развлечений у Хайдфельда стало значительно меньше. Помимо немецкого первенства Формулы-3 у него появилась первая серьезная, совсем «взрослая» работа - Ник стал водителем-испытателем McLaren. В тот же год с пятью победами 20-летний Ник стал чемпионом Германии (Михаэль Шумахер был на год старше, когда завоевал этот титул). В Mercedes-Benz окончательно убедились, что не ошиблись, поставив на Хайдфельда, и в 1998 году Ника включили в только что учрежденную штутгартской фирмой совместно с McLaren программу поддержки молодых пилотов. Шесть наиболее перспективных гонщиков, начиная с совсем юных картингистов до спортсменов постарше, выступающих в Формуле-3 и -3000, получали материальную и техническую поддержку со стороны именитых спонсоров.
И снова прослеживается явная параллель с судьбой Михаэля Шумахера, в начале карьеры также попавшего под опеку Mercedes-Benz. Впрочем, программа, которую журналисты тут же окрестили «макларенизацией», имела мало общего с благотворительностью. Спортсмены фактически становились собственностью Mercedes-Benz и McLaren. На это прозрачно намекнул Рок Деннис, упомянув о «чувстве экономической признательности», которым должны руководствоваться стипендиаты в своих поступках.
Однако и возможности у молодых гонщиков открывались весьма широкие. В 1998 году Ник получил место в только что созданной West Competition Формулы-3000. Причем многие утверждали, что команда чуть ли не специально была создана под Хайдфельда.
Возглавил West Competition не кто иной, как Дэвид Браун, бывший инженер McLaren и Williams. Его подопечными в разное время были Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл, Дэмон Хилл, Дэвид Култхард. Казалось бы, при такой поддержке проблем у Хайдфельда быть не могло. Но не стоит забывать, что в отличие от «старшей сестры» в Ф-3000 нет такого колоссального разрыва в техническом уровне команд, а потому мастерство пилота играет здесь гораздо более важную роль. Как говорят гоночные инженеры, правильная настройка машины в среднем дает преимущество в полсекунды на одном круге, все остальное зависит от парня за рулем. В первый сезон в Ф-3000 Хайдфельд стал вице-чемпионом, совсем немного уступив Хуану-Пабло Монтое. А чего стоит Монтоя как гонщик мы увидели в следующем сезоне, когда колумбиец в год дебюта выиграл чемпионат ChampCar.
Руководители Mercedes-Benz и McLaren настояли, чтобы немецкий гонщик еще на год остался в Формуле-3000, где единственным приемлемым для Ника результатом мог быть теперь лишь один - чемпионский титул. И Ник стал-таки первым. Да как! За всю 15-летнюю историю Международного чемпионата Ф-3000 не было пилота, который бы собрал «коллекцию» из семи призовых мест (из них четыре победы) в десяти гонках. Из всех участников чемпионата лишь восемь гонщиков прошли квалификацию на всех этапах первенства, и среди этих восьми Ник был единственным, кто приходил на финиш в числе первых. При этом результат второго пилота «юношеского филиала» McLaren подтверждает, что дело совсем не в подавляющем техническом превосходстве West Competition: бразилец Марио Хаберфельд (чемпион британской Формулы-3, между прочим!) в пяти этапах вообще не пробился на стартовое поле.
«У него выдающееся умение показать в квалификации лучшее время, даже если машина плохо настроена, - считает Дэвид Браун. - Я раньше видел это только у Мэнселла и Сенны - только очень хорошие гонщики обладают такой чертой. И это просто незаменимо в нервной обстановке Формулы-3000. Некоторые гонщики не могут и не хотят выжимать из машины все, если она настроена не так, как они желают. А Ник просто прыгает в кокпит и показывает все, на что способен. Это и была главная составляющая нашего преимущества».
Идеальный гонщик! Но вот, однако, какая закавыка: не слишком ли удачлив был Ник в начале своей карьеры, чтобы успешно продолжить ее в Формуле-1, где борьба значительно жестче. Ведь ни один из чемпионов Формулы-2 и ее наследницы Ф-3000 - а среди них были такие таланты как Жаки Икс и Клей Регаццони, Ронни Петерсон и Жак Лаффит, Майк Такуэлл и Жан Алези - не сумел подняться на вершину Ф-1. С другой стороны, эту традицию пора уже кому-нибудь нарушить. Почему бы не Хайдфельду?
Да и то сказать - нашли, чем попрекать: безупречной карьерой. А ведь не прояви Ник характера в некоторые сложные моменты, путь его не был бы таким гладким.
1998 год для Монтои был вторым полным сезоном в Формуле-3000. А Нику не хватало опыта и хладнокровия, хотя в начале сезона, одержав первую победу (и где - в Монако!), немец даже захватил лидерство в общем зачете. Борьба с колумбийцем была столь напряженной, что иногда заканчивалась столкновениями. На одном из этапов Хайдфельд блокировал своего соперника в квалификации, за что удостоился нелицеприятной критики. Много толков вызвали и его маневры на Каталунье-Монтмело и Энна-Пергузе.
«Моя ошибка в Барселоне была самой грубой, - рассказывает Хайдфельд. - Я был быстрее Монтои, но не захотел выжидать подходящего момента для атаки... Второе место могло дать мне 6 важнейших очков, но я вылетел с трассы и не получил ничего».
Этот урок Ник зазубрил наизусть. Год спустя в Венгрии в такой же ситуации он не полезет в атаку сломя голову, а возьмет 6 очков, которые в отсутствие покинувших гонку Гонсало Родригеса и Бруно Жункейры стали «золотыми».
Есть и другие примеры, подтверждающие бойцовские качества молодого гонщика. К последней гонке сезона-98 на Нюрбургринге Хайдфельд подошел с тремя очками отставания от Монтои в зачете чемпионата, но - надо же такому случиться! - в бензобаке его Lola обнаружили не соответствующее регламенту топливо. Последовала дисквалификация. Команда решила отдать своему лидеру машину второго пилота, База Лейндерса, однако в этом случае Хайдфельд мог стартовать лишь с последней позиции. Как Михаэль Шумахер в решающей гонке на Сузуке.
В результате изумительно быстрого и чрезвычайно агрессивного вождения в Нюрбурге Ник с 33-го места пробился на 9-е! Он сделал все, что мог. Этим можно было утешиться, но только не Хайдфельду. Ведь чемпионом стал не он, а Монтоя.
«Нескольких недель меня терзали тяжелые мысли, - признается Хайдфельд. - Упустить такой шанс! Уверен, если бы я выиграл, то не остался бы в Формуле-3000 на второй год...»
В 2000 году для дебюта в «высшем свете» наступил подходящий момент. Во всяком случае, Дэвид Браун в этом убежден. Хайдфельд освоил несколько типов машин, от «формулы-Ford до сверхбыстрых спортпрототипов Mercedes-Benz CLR. А за рулем McLaren Ник за три года накрутил тысячи километров. Теперь Хайдфельду не составит труда в кратчайшие сроки установить контакт с любой новой «матчастью».
Это подтверждает и оценка, данная ему инженером Prost Хэмфри Корбеттом: «Ник был быстрым, задавал вопросы по существу и проявил незаурядную проницательность, когда дело дошло до анализа результатов теста».
В полной мере у Ника присутствует и столь необходимый гонщику кураж. Впервые в жизни появившись в 1999 году на «кольце Сартэ», где проходят знаменитые на весь мир «24 часа Ле-Мана», он заявил: «Думаю, люди ожидают, что я буду ошибаться, но у меня достаточно опыта, чтобы знать, как нужно поступить...»
Хайдфельд прекрасно умеет владеть собой. Даже многократное повторение одних и тех же вопросов не выбивает его из колеи. Не поведя бровью Ник терпеливо повторял то, что уже говорил прежде. При этом немцу не чуждо чувство юмора. Извиняясь перед журналистами за свой английский, на котором, по мнению многих, он говорит значительно лучше, чем Михаэль Шумахер в его возрасте, Хайдфельд посетовал на то, что его «словарный запас… не совсем подходящий» и добавил: «В этом надо винить механиков».
Однако несдержанным на язык Ника не назовешь. Он четко усвоил правила игры, принятые в мире автогонок, и произносит те слова, которые от него хотят слышать руководители и спонсоры команды: «Я думаю, что в настоящее время в Mercedes-Benz вполне довольны моей работой... Они никогда не говорят мне: «Напрягись, Ник, ты должен ездить еще лучше!» Скорее, их отношение ко мне выражается словами: «Продолжай в том же духе, мы верим в тебя!» Как говорится, и себя похвалил, и о мудрости хозяев не забыл упомянуть. Редкий (и такой необходимый!) дипломатический дар для 22-летнего пилота!
Как видим, у нашего героя практически нет слабых мест. Одни сильные стороны! Идеал! Почему же такого супермена не взяли ни в одну из команд-лидеров, а приняли в переживающий труднейший период младенчества Prost?
Ну, во-первых, из McLaren-Mercedes он вовсе не уходил: Алену Просту Хайдфельда лишь одолжили… на сезон-другой. Так что при малейшем сбое одного из пилотов McLaren молодой немец тут же получит шанс сесть за руль лучшей машины Формулы-1. А во-вторых, сезон под крылом 4-кратного чемпиона мира для Ника - настоящий подарок судьбы. Богатейший гоночный опыт француза, который предпочел немца своему соотечественнику Сарразену в «национальной французской команде» (одно это обстоятельство уже дорогого стоит), несомненное мастерство Жана Алези - дебютанту Ф-1 невозможно надеяться на лучшую школу.
«Я учусь, и мне это нравится! - восторгался Ник на официальной презентации Prost АР03 1 февраля. - Ален знает все. Он умеет говорить четко и ясно и обращает ваше внимание на малейшие нюансы проблемы».
Сезон-2000 для Prost Grand Prix станет решающим, третий год неудач может развалить молодую «конюшню». А потому результаты каждой гонки, каждого заезда будут чрезвычайно важны, и новичок в полной мере ощутит на себе то давление, что постоянно испытывает пилот команды Формулы-1.
Ник не слишком скрывает, что рассматривает Prost лишь в качестве временного пристанища. «Конечно, - говорит он, - мне хотелось бы выступать в Формуле-1, сидя за рулем McLaren, но нужно быть реалистичным. Что касается скорости, то здесь я считаю себя конкурентоспособным. но мне еще многому предстоит научиться, например, приспособиться к дистанции Гран При. Первые мои впечатления были положительными. Машина удобна в управлении, хотя, возможно, у нее менее сложная конструкция, чем у McLaren».
Особенно здесь показательна последняя фраза. Понято, что эти слова - тактичная замена выражения «немного медленнее». И все же Ник чуть более откровенен, чем обычно, - речь-то идет не о машине с трехлучевой звездой на носовом обтекателе.
Говорят, после тестов McLaren в 99-м году Култхард был так потрясен работой тест-пилота, что назвал его «мальчиком-компьютером». Вот нам и еще одна параллель с Михаэлем Шумахером, прошедшим в Ф-1 путь от «солнечного мальчика» до «человека-компьютера». Так или иначе, Ник Хайдфельд как до него Михаэль Шумахер, начинает свою карьеру в Формуле-1 в 22 года. И очень может быть, что параллельные линии скоро пересекутся.
Текст: Михаил Козлов, Никита Торопов
Журнал "Формула-1" май, 2000