Территория DC: на родине Дэвида Култхарда
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Территория DC

Территория DC

Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.
Козьма Прутков


Небольшая деревня, затерявшаяся на самом юге Шотландии. Население - 250 человек. Из окрестных достопримечательностей путеводитель упоминает о построенной в 1829 году усадьбе в стиле Тюдоров и о развалинах крепости, в стенах которой поэт Александр Монтгомери в 1595 году написал одно из своих бессмертных произведений. И обязательно добавляет, что здесь родился гонщик Формулы-1 Дэвид Култхард.

На задворках географии



Твинхольм - именно так, скорее всего, произнес это название мало-мальски сведущий в английском языке иностранец. Но «аборигены» уже более 600 лет называют это место Твайнолм - двойной холм, между вершин которого петляет ведущая сюда дорога. Чтобы попасть на эту дорогу, вам придется свернуть с едва ли не единственной в Шотландии автострады А74, по диагонали пересекающей Нижнюю Шотландию от Глазго до Карлайла, на ведущую к Дамфрису узкую «двухколейку», а потом еще добрых 90 километров плестись вдоль побережья залива Солуэй-Ферт. Дыра, что и говорить, редкостная, однако совсем не столь тривиальная, как большинство остальных захолустных шотландских деревушек, раскиданных по поросшим вереском холмистым просторам этой северной страны.
Где еще вы найдете деревню, в которой можно насчитать от силы полсотни домов и целых семь кабаков? И дело здесь не в суровом климате, вызывающем у местных жителей перманентное желание пропустить стаканчик-другой чего-то согревающего, и даже не в многовековой шотландской традиции проведения досуга за кружкой холодного эля в теплой компании. Просто с некоторых пор Твайнолм вдруг превратился в один из туристических центров графства Дамфрис и Галлуэй, и содержать питейные и закусочные заведения здесь стало весьма выгодно. Летом сюда наведывается до двух сотен туристов в день. И цель у них одна: побывать в родном городе Дэвида Култхарда и посетить небольшой музей, который открыл здесь несколько лет назад его отец Данкан. И хотя сам пилот McLaren последние годы бывает в родной деревне не чаще одного раза в год, громкое имя шотландца так или иначе кормит едва ли не половину его земляков.
Впрочем, Култхарды стали самыми почитаемыми людьми в Твайнолме еще задолго до того, как Дэвид вырос из пеленок и стал первым парнем на деревне. Окруженный цветущим садом в шотландском стиле дом, в котором 31 год назад родился будущий кумир миллионов, стоит на холме прямо при въезде в деревню. В теплое время года здесь вместе с младшей дочерью Линдсей (как и старшие братья, она когда-то тоже пробовала себя в картинге) живут родители Дэвида - Данкан и Джойс. Но холодную шотландскую зиму они предпочитают проводить в своей резиденции на юге Испании. Рядом - дом, в котором проживает вместе с семьей старший брат Дэвида - Данкан Култхард-младший, и гараж, где до сих пор хранится старенький черный Renault 5 - первый дорожный автомобиль Дэвида, подаренный ему отцом 14 лет назад. На нем будущий пилот Ф-1 катал на пляж в Сэндгирине соседских девчонок, до которых, как признался один из его школьных приятелей, юный Дэвид был весьма охоч.
Чуть дальше, в низине в центре деревни, между единственной в Твайнолме гостиницей «Звезда» (отель был построен задолго до того, как Дэвид стал звездой Ф-1, но сегодня здесь все стены украшены его фотографиями и постояльцы искренне верят, что и свое имя отель получил в честь DC) и деревенской церковью с погостом, расположилось главное предприятие Твайнолма, от деятельности которого скоро уже сто лет как зависит финансовое благополучие не только семьи Култхардов, но и большинства жителей деревни. Транспортная компания Hayton Coulthard Ltd. основана еще в 1916 году прадедом DC Питером Култхардом, с которого, собственно, и началась история их шотландского «клана». Хотя Данкан-старший с гордостью утверждает, что чувствует себя настоящим шотландцем, а Дэвид носит на шлеме символ страны - белый андреевский крест на синем фоне, на самом деле Култхарды вовсе не коренные шотландцы и уже тем более не горцы. В Нижней Шотландии никаких гор нет и в помине: холмы да возвышенности, не более.

Семейный бизнес

«Наша фамилия (с ударением на последнем слоге) произошла от слова ‘coulter’ - так в старину в Англии называли людей, которые работают с лошадьми, - что-то вроде конюха», - говорит Данкан, дед которого Питер Култхард в начале прошлого века приехал в Твайнолм из Англии и открыл здесь небольшое транспортное агентство, которое назвал в честь своего старшего сына Хэйтона. Компанией управляют два Данкана - старший и младший: отец и брат шотландского пилота. Сам Дэвид давно отошел от семейного бизнеса.
По объему перевозок агентство Култхардов теперь - одно из ведущих в Великобритании, его грузовики колесят по всей Европе. Но со времен Питера Култхарда, чья выцветшая черно-белая фотография занимает в конторе компании почетное место среди нескольких десятков фото Дэвида, выполненных лучшими фотографами мира, здесь мало что изменилось. Небольшой одноэтажный офис, навес для грузовиков, несколько гаражей и широкий двор, где маленький Дэвид когда-то осваивал карт - вот, собственно, и все хозяйство, если не считать нескольких десятков грузовиков, которые можно встретить на дорогах практически любой европейской страны, за исключением разве что просторов бывшего СССР.
«Я не трус, но я опасаюсь гонять свои машины в Россию, - смеется отец Дэвида, - есть риск, что обратно они уже не вернутся никогда». Впрочем, и из других стран в Твайнолм многотонные трейлеры заглядывают не часто: какой смысл гонять их туда и обратно? В момент нашего визита в гараже стоял всего один тягач. Но зато какой! «О, вам повезло, это не машина, а настоящее произведение искусства - наш самый красивый и единственный в своем роде автомобиль, кабина которого разрисована кадрами из культового для любого шотландца фильма «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном в главной роли.» Еще одно белое одноэтажное здание, также принадлежащее Hayton Coulthard, стоит на холме через дорогу. Когда-то в этом кирпичном ангаре, построенном еще самим отцом-основателем Питером Култхардом, был гараж, затем склад, а теперь Данкан-старший устроил тут гоночный музей своего сына - второе по успешности предприятие Твайнолма. Вход стоит всего около двух фунтов стерлингов, но туристы приносят деревне неплохой доход, оставляя в местных кабаках куда больше.
«Правда, музей работает только семь-восемь месяцев в году, - вздыхает Данкан, отпирая для нас двери закрытого на зиму зала, - с ноября по март у нас наступает мертвый сезон, когда из-за отвратительной погоды поток туристов почти полностью иссякает. Но зато летом тут всегда многолюдно. Особенно много почему-то приезжает японцев и канадцев. А вот гостей из России я что-то не припомню. По-моему, вы первые. Может, мне организовывать специальные зимние туры для россиян? Ведь вас плохой погодой не удивишь: у вас зимы гораздо холоднее, а у нас и снега-то почти никогда не бывает!»

«Пещера Аладдина»



Снаружи музей DC особого впечатления не производит, но стоит войти внутрь и включить свет, как его единственный зал, столь плотно заставленный машинами, что между ними с трудом можно протиснуться, начинает сверкать, словно пещера Аладдина. Свет побивается в бесчисленных кубках, лакированных обтекателях машин и стеклах фотографий. Остается только удивляться, как Данкан умудрился запихнуть такое количество экспонатов в довольно скромное по размерам помещение.
«Это далеко не все. На чердаке у меня еще полно разного барахла. Надо расширяться, да некуда, вокруг все застроено», - вздыхает Данкан, мечтающий когда-нибудь создать действительно большой музей. Впрочем, и сейчас обилие и разнообразие экспонатов поражает. Чего тут только нет: едва ли не все гоночные машины Дэвида от 100-кубового карта до Williams и McLaren Формулы-1, почти все кубки, завоеванные шотландцем за 20 лет в автоспорте, начиная от самой первой крошечной 15-сантиметровой чаши, полученной в 1982 году за победу в первой же его картинговой гонке. Целую стену занимают гоночные комбинезоны Дэвида и коллекция шлемов, как его собственных, так и подаренных Култхарду Простом, Хаккиненом и другими пилотами. Тут же и знаменитый шлем Михаэля Шумахера, в котором Култхард пилотировал свой McLaren на Гран При Монако ’96. Есть в коллекции Данкана и вовсе уникальный экспонат, подобный которому можно найти, пожалуй, лишь в музеях Daimler-Benz в Штутгарте, - не выставочный, а совершенно настоящий, в рабочем состоянии мотор Mercedes-Benz FO 110К, снятый с McLaren шотландца и привезенный в Твайнолм прямиком с Гран При Бразилии 2001 года.
Впрочем, сам Данкан самыми дорогими его сердцу экспонатами считает вовсе не гоночные машины и не этот чудо-мотор, а небольшие семейные реликвии, вроде знаменитого благодарственного письма родителям, написанного Дэвидом на меню в паддоке Барселоны в день его дебюта в Гран При: «Папа и мама, спасибо, что привели меня в Ф-1». Или футболки миланского «Интера» с автографом Роналдо, подаренной самим Зубастиком, фото Дэвида с принцессой Ди, свидетельства из подмосковного Центра подготовки космонавтов с портретом Гагарина («Мой сын первый пилот Ф-1, побывавший в космосе» - шутит Данкан). Или уникальной фотографии пылающего факелом Jaguar шотландца в Ле-Мане. Все ужасы того пожара давно забылись, и теперь Данкан даже с некой гордостью рассказывает о безрассудной отваге сына: «Это было в 1993 году. Когда Дэвид вернулся на трассу после дозаправки, пролитый на капот бензин вспыхнул, и автомобиль превратился в факел. Но он так и проехал целый круг на горящей машине, вернулся в боксы, где механики погасили пламя, и выиграл в итоге «24 часа Ле-Мана». (В классе GT - прим. авт.)
Это был первый крупный успех Дэвида в автоспорте, и Данкан по праву гордится им, как и всеми последующими победами сына в Гран При. Ведь это именно он 20 лет назад чуть ли не насильно усадил Дэвида за руль карта. «В молодости я тоже гонял на карте, - признается Данкан, показывая нам несколько пожелтевших газетных вырезок, висящих в углу за дверью небольшого кафе, примыкающего к залу музея. - Любовь к гонкам я унаследовал от своего отца Джеймса, который был большим поклонником автоспорта и не пропускал ни одного британского Гран При Формулы-1. К тому же 50 лет назад у нас в Шотландии тоже были гоночные трассы, принимавшие подчас очень престижные гонки с участием Фанхио, Аскари. Я, правда, тогда был еще очень мал. Зато я прекрасно знал Иннеса Айрленда, который, кстати, учился в здешней школе вместе с моим отцом».
Поразительно, но эта небольшая шотландская деревня дала миру сразу двух гонщиков Ф-1. Кроме Дэвида Култхарда выходцем из этих мест является также и Иннес Айрланд, выступавший в Формуле-1 с 1959 по 1966 год и выигравший один Гран При. В школе, здание которой уже 120 лет стоит на краю Твайнолма за деревенским погостом, учился потом и сам Данкан, и трое его детей, туда же через несколько лет пойдут и его внуки - дети Данкана-младшего, с которыми пока нянчится бабушка Джойс. «Дэвид никогда не был отличником, но и шалопаем я бы его не назвал, - вспоминает Данкан. - В школе он учился более или менее хорошо, особенно учитывая, что времени на занятия постоянно не хватало. Ведь с тех пор, как он стал заниматься картингом, мы почти каждый выходной колесили с ним по Европе: Германия, Голландия, Франция, Италия, даже Австралия. Где мы только ни побывали и, естественно, не всегда успевали вернуться к началу уроков. Нельзя сказать, что учителя гордились им, когда он учился в школе, зато когда он ее закончил и пробился в Формулу-1, они стали по-настоящему восхищаться им».
Правда, высшим образованием Дэвиду пришлось пожертвовать ради гонок в отличие от «ботаника» Жене, умудрявшегося совмещать автогонки с учебой в Букингемском университете, Култхард так и не смог не то что окончить, но даже поступить в какой-нибудь престижный колледж. Поэтому никакой «гражданской» профессии у Дэвида нет.
«Честно говоря, я пока не знаю, чем он займется, когда придет время уйти из гонок, - признается Данкан, но, думаю, в любом случае он найдет себе работу, имеющую отношение к гонкам: может быть, станет менеджером команды, телекомментатором или журналистом. Не знаю... Но уверен: его работа будет связана с автоспортом, ведь помимо гонок он, по сути, ничего больше и не знает. Впрочем, пока еще ему рано думать об отставке. Сейчас ему надо сосредоточиться на гонках и постараться как можно чаще их выигрывать».

Первый парень на деревне

Пожалуй, нигде в мире за Дэвида не болеют столь же горячо, как на родине. Ведь для большинства местных жителей он не просто кумир, а сосед и почти что близкий родственник. Многие из тех, кто сегодня истово переживает за Култхарда, как бармен за стойкой бара «Звезды» знали его еще ребенком. Другие учились с ним в школе. Конечно, не всем так повезло, как, скажем, тезке, однокашнику и лучшему другу Култхарда Дэвиду Которну, который когда-то гоняйся на карте вместе с Дэвидом и Аланом Мак-Нишем (родившимся, кстати, в соседнем Дамфрисе), а теперь стал личным менеджером DC. Но зато все они знают Дэвида лично, таким, какой он есть на самом деле, а не по статьям в глянцевых журналах, к которым Данкан относится с явным сарказмом: «Я никогда не покупаю автомобильные журналы, поскольку большинство из них пишут о Дэвиде, да и об остальных пилотах, столько чуши, что читать противно».
В основном Данкан общается с сыном, который живет в Монако, по телефону. «Из-за постоянных переездов Дэвид просто физически не мог бы жить в такой дыре, как Твайнолм». Отец каждый год бывает на пяти Гран При, причем все время на одних и тех же - в Мельбурне, Барселоне, Монако, Сильверстоуне и Индианаполисе. И хотя сам Дэвид возвращается в родную деревню еще реже - как правило, это происходит лишь раз в году на Рождество - он все еще остается первым парнем в Твайнолме. Ему здесь всегда рады, да и он сам тоже с нетерпением ждет этих редких визитов домой, в родную, обдуваемую холодными степными ветрами шотландскую деревню, где прошло его детство. По собственному признанию, только здесь он может полностью расслабиться, забыть о своих обязательствах перед спонсорами, о всемирной славе. Время в маленькой деревне, затерянной на самом юге Шотландии у побережья залива Солуэй-Ферт, течет на порядок медленнее, чем в сумасшедшем мире Формулы-1. «Иногда после суматохи паддока Ф-1 именно эта тихая и размеренная деревенская жизнь, в которой прошло все мое детство, кажется мне раем на Земле, - признается Дэвид. - И мне безумно хочется вернуться в Твайнолм, в свой отчий дом с маленьким окошком спальни на первом этаже. Ведь что бы ни случилось со мной в жизни, это всегда будет моя территория, где меня любят и ждут».

Владимир Маккавеев
Вадим Устинов

Журнал "Формула-1", Январь 2003г.



Знаете ли Вы что...