Выбор Железного Фрэнка
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Выбор Железного Фрэнка

Выбор Железного Фрэнка

Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтоя. Вряд ли взаимоотношения гонщиков со столь сложными характерами долго будут оставаться безоблачными. Вспомните, как в Сильверстоуне колумбиец потерял верное третье место из-за того, что Шумахер-младший не пропустил более быстрый автомобиль Монтои. А в Маньи-Куре Ральф "из-за проблем со связью” не услышал прямой команды из боксов уступить позицию партнеру. Бог им судья в этом споре. А еще – хозяин команды.
"В нашей команде нет разделения на первого и второго пилота, – заявлял перед началом чемпионата Железный Фрэнк. – Сегодня "первый” Ральф, завтра – Хуан-Пабло. Все зависит лишь от того, кто оказывается быстрее”.
С момента основания команды Уильямс придерживался в отношении своих гонщиков довольно строгих правил. В команде царила своеобразная диктатура. Исключения Фрэнк делал разве что для друзей своей молодости, вроде Пирса Кариджа. Но в целом его политика очень походила на ту, которую проводил Коммендаторе Феррари, а слова Энцо о том, что "я строю лучшие в мире машины и имею право сам решать, КТО будет на них побеждать”, стали едва ли не девизом Уильямса. Но именно такой подход долгое время и подводил британца.




Формулу-1 не случайно порой сравнивают с рулеткой. Это большая игра с очень крупными ставками. И Железному Фрэнку не всегда хватало выдержки в этой игре. Проигрывая, он начинал нервничать, менял свои ставки и… проигрывал вновь. Так, в начале 80-х, когда его команда впервые оказалась на вершине Формулы-1 и в год московской Олимпиады выиграла свой первый чемпионский титул, Фрэнк решил поставить на своего чемпиона – австралийца Алана Джонса. Уильямс считал, что Алан и только он может принести ему вторую подряд корону. И даже после того как второй гонщик команды аргентинец Карлос Рейтеманн, выиграв несколько гонок, вышел в лидеры чемпионата мира, Фрэнк продолжал настаивать на командной субординации. В итоге Рейтеманна в Williams принесли в жертву интересам Алана, и команда проиграла чемпионат. Победителем стал Нельсон Пике из Brabham, опередивший двух гонщиков Фрэнка в общей сложности лишь на четыре очка. Джонс же и Рейтеманн на следующий год по разным причинам покинули команду.
Поражение 81-го года многому научило Фрэнка, и через пять лет, когда его "конюшня” вновь поднялась на вершину, Уильямс, решив не повторять собственных ошибок, не стал вмешиваться в разборки своих пилотов Мэнселла и Пике. И еще раз проиграл. Нельсон и Найджел весь сезон отбирали друг у друга очки и в последней гонке уступили чемпионский титул Алену Просту из McLaren. Поэтому, когда еще через шесть лет, в 1992 году Фрэнку снова пришлось выбирать, он вновь, как и в 81-м, сделал ставку на одного – Найджела Мэнселла. Хотя его партнер Риккардо Патрезе смотрелся в предыдущем сезоне не многим хуже англичанина, а в девяти из 16 гонок даже опережал Мэнселла в квалификациях, Фрэнк предпочел Биг-Найджа. Во-первых, репутация у Найджела была намного лучше, чем у вечно второго Патрезе. Во-вторых, Мэнселл стоил дороже. Наконец, – он был англичанином, а подданные Ее Величества к тому моменту уже пятнадцать лет не выигрывали мировых первенств. Словом, Уильямс выбрал Найджела и не прогадал: уже в середине августа 1992 года соотечественник принес Фрэнку четвертый чемпионский титул. Впрочем, в том сезоне преимущество Williams над соперниками было столь велико, что даже если бы пилоты Железного Фрэнка побеждали по очереди, они бы все равно выиграли чемпионат.
Сегодня уже мало кто сомневается, что если не в этом, то в следующем сезоне точно Williams вновь будет сражаться за титул. А это значит, что Фрэнку опять придется выбирать. И ситуация с пилотами в сегодняшней Williams очень похожа на ту, что была в 86-м. Как и пятнадцать лет назад за команду из Гроу (тогда, правда, ее база располагалась в Дидкоте) выступают два очень сильных гонщика. Новичок Монтоя – двукратный чемпион, правда, в отличие от Пике не Формулы-1, а CART и Ф-3000. А Ральф Шумахер – хотя еще и не титулованный, но не менее опытный пилот, выступающий за Williams уже не первый сезон. К тому же, как когда-то и Мэнселл, Ральф очень подходит команде по национальному признаку. Как полтора десятилетия назад Железный Фрэнк мечтал, чтобы британский пилот выиграл чемпионат мира за рулем английского автомобиля, так сегодня и руководители BMW хотят, чтобы баварский мотор привел к победе именно немец. Сделает ли Железный Фрэнк ставку на одного пилота или же предоставит равные условия обоим гонщикам, покажет время. Но независимо от того, кому отдаст предпочтение сэр Уильямс, его пилотами уже не на шутку заинтересовались и два других лидера современной Формулы-1.
По слухам, президент Ferrari Лука ди Монтеземоло после гонки в Бразилии был в таком восторге от выступлений Монтои, что дал указание "разведотделу” Ferrari подготовить подробнейшее досье на колумбийца, включая условия его контракта с Williams, а Ральф Шумахер несколько раз был замечен в Имоле в моторхоуме McLaren-Mercedes. В Штутгарте не меньше, чем в Баварии, хотят, чтобы на немецком моторе побеждал немец: не Михаэль Шумахер, так Ральф. Так что гонщики Williams без работы не останутся. Но в любом случае, слово пока остается за Фрэнком. И от его выбора, возможно, будет зависеть будущее Формулы-1.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" сентябрь, 2001



Знаете ли Вы что...