Затворник из Модены
В Италии Феррари - очень распространенная фамилия. Такая же, как, наверное, Мюллер в Германии. Но когда видишь фамилию Феррари на капоте автомобиля, то ясно, что речь идет об Энцо Феррари, которому недавно исполнилось 90 лет. Его дорогие спортивные автомобили, а также гоночные машины, соревнующиеся в "Формуле-1", украшены эмблемой с изображением черной лошади, вставшей на дыбы.
Энцо - сын фабриканта из Модены. В прежние годы это был сильный, подтянутый мужчина, а сегодня - наполовину ослепший старик. Который, однако, не успокоился и продолжает мечтать о самом совершенном гоночном автомобиле.
Вообще-то Энцо хотел стать оперным певцом, но его подвел голос. В конце первой мировой войны станкостроительная фабрика его отца обанкротилась, и молодому Феррари пришлось стать шофером. Сначала он перегонял грузовики, затем стал гонщиком. Выиграв несколько второстепенных соревнований, Энцо занял призовое место в престижней гонке "Тарга Флорес". Но... Со спортивной карьерой дело тоже не заладилось. Так, в 1924 году из-за расстройства нервной системы он не смог стартовать в розыгрыше Большого приза Франции. До конца избавиться от болезни не удалось, и в 1932 году после рождения сына Дино Энцо ушел из активного спорта.
До начала второй мировой войны он работал в фирме "Альфа-Ромео" - заведовал гаражом гоночных машин. Слава создателя автомобилей пришла к нему после 1945 года, когда он открыл маленький автомобильный завод и в течение нескольких лет сделал свою марку ведущей на рынке супердорогих, сувербыстрых и супершикарных автомобилей. Красные болиды из Модены стали победителями девяти чемпионатов мира в "Формуле-1". Ни одна фирма не может похвастаться таким успехом. Популярны среди богатых покупателей и спортивные гоночные автомобили "Феррари": самый дешевый стоит 114 тысяч марок, самый дорогой - полмиллиона. В 1987 году фирма продала 3942 машины, установив личный рекорд.
19 лет назад Феррари передал производство своих серийных автомобилей концерну ФИАТ, а сам безвыездно обосновался в Модене, на заводе, среди дисплеев, телефонов, телексов, вместе с преданным ему персоналом. В Модене его фирма построила испытательную трассу, виражи которой в точности повторяют виражи самых известных трасс мира. Феррари живет затворником и полон решимости осуществить свою мечту - построить самый совершенный в мире гоночный автомобиль. Он не желает отвлекаться на другие проблемы, даже человеческие судьбы его не трогают. Хотя он и говорит, что каждый раз, когда на его машине разбивается гонщик, мир для него рушится, в то же время именно ему принадлежит другое изречение: "Волю к прогрессу нужно сохранять, даже ценой человеческой,жизни".
А цена эта высока. На красных болидах уже погибло 11 гонщиков. Феррари считает, что они погибли из-за ошибок в управлении машиной или же по вине соперников. В надежности своих автомобилей он не сомневается. Лишь однажды глава фирмы участвовал в похоронах гонщика, итальянца Лоренцо Бандини, заживо сгоревшего во время соревнований за Большой приз Монако.
Недоброжелатели утверждают, что Феррари превосходно владеет искусством сталкивать гонщиков между собой, вселять в них несбыточные надежды и таким путем выжимать из них все соки. Он также прекрасно чувствует момент, когда надо расстаться с человеком, работающим на него. Прежде всего он не терпит неудачников. Но и слишком удачливых тоже не переносит. "Как только Феррари начинает чувствовать, что слава гонщика превосходит его собственную, спортсмен может паковать чемоданы", - говорит экс-чемпион мира Стерлинг Мосс, впрочем, никогда не работавший у итальянца.
Многие уходили со скандалом: Хуан Мануэль, Фил Хилл, Ники Лауда. Особенно Феррари выделял Лауду. Он был единственным из всех гонщиков, кому было позволено называть главу фирмы просто Энцо. Но когда Лауда ушел, Феррари назвал его "Иудой, продавшимся конкурентам за тридцать сребренников". Феррари также симпатизировал канадцу Жилю Вильневу. Жиль погиб в красном болиде в 1982 году.
Сильным качеством Феррари является умение расставлять нужных людей на нужные места. Сам он никогда не был ни дизайнером, ни конструктором, не создал ни собственного мотора, ни собственной подвески. Но на него всегда работали самые талантливые.
"Советский спорт", 20.03.88