10 мгновений Формулы-1 50-х годов
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

10 мгновений 50-х годов

10 мгновений 50-х годов

Десять лет - это целая эпоха в истории Ф-1. Век почти всех великих чемпионов "большого цирка” равен десятилетию. За десять лет успевает смениться поколение гонщиков, неузнаваемо преобразиться облик автомобилей. Каждое десятилетие открыло миру Ф-1 множество великих имен, подарило десятки незабываемых стартов. Вспоминая эти годы, мы словно перелистываем старинный семейный фотоальбом. Не каждое из остановленных мгновений прекрасно. Но каждое незабываемо. Итак, перевернем первую страницу...

Гонка десятилетия: Гран При Великобритании, 1950 год
В истории Формулы-1 много великих гонок. И Большой Приз Великобритании 1950 года, наверное, не самая зрелищная и интересная из них. Но именно с этого Гран При началась история чемпионатов мира.В солнечный субботний день 13 мая 1950 года на трассе, проложенной по взлетно-посадочным полосам бывшего военного аэродрома в Сильверстоуне, в присутствии почти ста двадцати тысяч зрителей, включая короля Англии Георга VI, королеву Елизавету и принцессу Маргарет, стартовал первый чемпионат мира. Увы, к неудовольствию королевской семьи и десятков тысяч британских болельщиков, английские автомобили не смогли составить достойную конкуренцию итальянским Alfa Romeo. Трио пилотов из Портелло: Фарина, Фанхио и Фаджиоли уже со старта ушли далеко вперед и, попеременно лидируя, разыграли Большой Приз между собой. Фанхио сошел: зацепив в повороте Stowe один из защитных тюков соломы, аргентинец повредил маслопровод "Альфетты”. Два итальянца финишировали друг за другом: Фарина менее чем в трех секундах впереди Фаджиоли. Единственным утешением британцам стало третье место проигравшего победителям без малого пятьдесят секунд Рэга Парнелла, которого на этот уикэнд пригласили в Alfa Romeo в качестве гостевого пилота.

Гонщик десятилетия: Хуан Мануэль Фанхио
Скольких эпитетов удостоился он от современников и потомков, но в Формуле-1 его всегда будут помнить как Маэстро. Хуан Мануэль Фанхио, действительно величайший из всех гонщиков, когда-либо садившихся за руль автомобиля. Но прежде чем к аргентинцу пришла мировая слава, он прошел долгий и нелегкий путь. Работал механиком в родном Балькарсе, участвовал в любительских аргентинских гонках, во время войны подрабатывал таксистом... Судьбу Фанхио изменило знакомство с президентом Хуаном Пероном. При всех своих недостатках аргентинский диктатор имел по крайней мере одно достоинство - он обожал автогонки. Благодаря этому увлечению “отца нации”, в 1948 году снарядившего в Европу делегацию лучших аргентинских пилотов, мир и узнал Хуана Фанхио - уже немолодого, доброжелательного, молчаливого и всегда на сто процентов уверенного в своих силах гонщика. Единственного из всех садившихся за руль в XX веке человека, сумевшего в четырех разных командах выиграть пять чемпионатов мира Формулы-1, причем четыре из них подряд!

Дуэль десятилетия: Хоторн-Фанхио, Франция, 1953 год
Со старта и до середины дистанции лидировал Гонсалес, но на 29-м круге аргентинцу пришлось заехать на дозаправку и уступить лидерство Фанхио на Maserati и Хоторну на Ferrari. Оторвавшись от преследователей, Майк и Хуан до самого финиша сражались за победу. Лидерство переходило из рук в руки по несколько раз на круге. Фанхио обгонял Хоторна на быстром отрезке трассы. Но из-за неисправности КП на машине Фанхио Хоторн постоянно вырывался вперед в поворотах. Но к стартовой прямой Фанхио вновь наверстывал упущенное. На протяжении 30 кругов никому так и не удавалось выйти вперед больше чем на корпус машины. Исход гонки решился в последнем вираже последнего круга: у Маэстро в очередной раз заело коробку, и Хоторн пересек финишную линию на секунду раньше аргентинца, став первым британцем, выигравшим этап чемпионата мира.

Курьез десятилетия: Гран При Италии, 1956 год
Стирлинг Мосс на Maserati уверенно лидировал, когда за пять кругов до финиша у него неожиданно кончилось топливо. Мосс накатом пытался добраться до боксов, но тут подоспела неожиданная помощь. Его товарищ по команде Луиджи Пиотти, увидев медленно едущего Мосса, пристроился к его машине сзади и дотолкал его Maserati до спасительного пит-стопа (правилами это не возбранялось). Мосс вернулся на трассу и выиграл гонку!

Противостояние десятилетия: Хуан Мануэль Фанхио-Стирлинг Мосс
Фанхио и Мосс: пятикратный чемпион и четырехкратный вице-чемпион мира. Самый удачливый гонщик в истории и самый большой неудачник Ф-1, они, тем не менее, были равны как по таланту, так и по скорости. Англичанин до мозга костей, джентльмен в жизни и на трассе, Стирлинг был, наверное, единственным, кто мог на равных бороться с Маэстро. Он являлся полной противоположностью Фанхио. Хуану Мануэлю всегда везло, и он славился своим умением выбирать команду, которая находится на подъеме. Мосс же, наоборот, раз за разом ставил не на ту лошадку. Но, несмотря на это, на протяжении трех лет с 1955 по 1957 год они сражались за чемпионскую корону только между собой. Их дуэли держали болельщиков в постоянном напряжении. Но двоим на вершине места нет, и кто-то непременно должен был проиграть. Этим “кем-то” всегда оказывался Стирлинг.

Разочарование десятилетия: Indy 500, 1950-1960 годы
Самая престижная гонка Америки была включена в календарь первого чемпионата мира Ф-1 с целью придания первенству глобального статуса. До 1953 года, когда в календаре чемпионата появился ГП Аргентины, Indy 500 являлась единственной неевропейской гонкой Ф-1. Но вопреки надеждам функционеров CSI FIA, изо всех сил старавшихся привлечь в Ф-1 американцев, все 11 лет “пятисотка” на “Старой кирпичнице” входила в зачет чемпионата Ф-1 лишь номинально. Ни одна команда ААА так и не соблазнилась Большими Призами. Европейцы же приняли участие в Indy 500 лишь однажды. В 1952 году Альберто Аскари на подготовленной специально к этой гонке Ferrari Special, модификации Ferrari 375, сошел с трассы уже на 41-м круге, после того как на машине лопнуло заднее колесо. Учитывая огромную разницу в технических регламентах, никто особенно не удивился, когда в 1961 году самая знаменитая гонка Нового Света тихо исчезла из чемпионата мира.

Трагедия десятилетия: “24 часа Ле-Мана”, 1955 год
Трагедия, разыгравшаяся в 1955 году во время 24-часовой гонки в Ле-Мане, стала самой кровавой драмой в истории автоспорта XX века. Mercedes-Benz французского гонщика Пьера Буйона, выступавшего под псевдонимом Левег, врезавшись на стартовой прямой в ехавший перед ним автомобиль, взлетел в воздух и, промчавшись огненной ракетой сквозь толпу зрителей, рухнул на главную трибуну, устроив месиво из человеческих тел. Эта катастрофа унесла жизни 81 человека. Еще более 120 зрителей получили ранения. И хотя к Формуле-1 трагедия в Ле-Мане имеет косвенное отношение, она, тем не менее, предопределила будущее “королевы автоспорта” на четыре десятилетия вперед.

Потеря десятилетия: Mercedes-Benz, 1955 год
Хотя уход Mercedes из Ф-1 не был прямым следствием трагедии в Ле-Мане, а планировался в Штутгарте заранее, воспоминания о французской катастрофе еще долго омрачали радость добытых побед и не позволяли немцам вернуться на арену “большого цирка”. Между тем Mercedes образца середины 50-х до сих пор остается “командой-мечтой” Ф-1. Некоторые рекорды, установленные “серебряными стрелами”, наверное, уже никогда не будут побиты. Mercedes-Benz - единственная команда Ф-1, имеющая 100 процентов побед в чемпионатах мира (за два сезона немцы завоевали два титула).

Скандал десятилетия: Гран При Португалии, 1958 год
Это случилось на последнем круге ГП Португалии’ 58. Майк Хоторн остался к тому времени единственным гонщиком, не отставшим на круг от победителя Стирлинга Мосса. Даже не заканчивая последнего круга, он все равно стал бы вторым. Но англичанин этого не знал и, продолжая атаковать, ошибся в повороте. Машину развернуло, двигатель заглох. Чтобы вновь завести мотор, Хоторн был вынужден проехать несколько десятков метров против направления движения. В итоге после финиша Майка дисквалифицировали. И не видать бы Хоторну в конце сезона своего чемпионского титула, не вмешайся его главный соперник в чемпионате, - Мосс. Поселе долгих споров судьи, по настоянию Стирлинга, все-таки отменили дисквалификацию Хоторна, мотивируя это тем, что он ехал в обратном направлении по тротуару, за пределами трассы. А через два месяца благородство Мосса стоило ему чемпионского титула (Стирлинг проиграл Хоторну всего очко).
автоспорта” на четыре десятилетия вперед.

Победа десятилетия: Cooper, 1959 год
Победа среднемоторных Cooper в чемпионате 1959 года положила конец доминированию в Ф-1 неуклюжих переднемоторных машин и ознаменовала собой самую громкую революцию в принципах конструирования автомобилей Ф-1. Юркие и приземистые Cooper, над которыми еще недавно смеялись конкуренты, теперь стали законодателями мод в Ф-1 и предопределили ее будущий облик. За два следующих года автомобили Ф-1 полностью изменились. В “большом цирке” началась эра среднемоторных автомобилей.



Знаете ли Вы что...