«Бейкерсвилль» изнутри: секреты трансляций гонок F1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

«Бейкерсвилль» изнутри

«Бейкерсвилль» изнутри

«Бейкерсвилль» представляет собой хорошо охраняемую крепость, доступ в которую строго ограничен. Берни не хочет, чтобы представители других видов спорта или конкурирующие телекомпании узнали его секреты. Внутри царит приглушенная, мрачная и хорошо вентилируемая атмосфера. Здесь всегда холодно. Этого требуют условия эксплуатации оборудования. Все вокруг – разборное, даже трубы системы кондиционирования изготовлены из ткани, чтобы легче перевозить с гонки на гонку весь этот высокотехнологический табор. В паддоке сотрудников FOC (Formula One Communications), именно так официально называется предприятие Эдди Бейкера, делят на «милашек» и «крепышей». Первые заняты организацией трансляции и обслуживанием оборудования. Вторые перевозят весь многомиллионный скарб с места на место и следят за тем, чтобы все было готово к работе вовремя. Это непростая задача, потому что «Бейкерсвилль» состоит из 200 тонн оборудования, которые перевозят 18 фургонов или два грузовых Boeing. В комплект входят три крана, которые необходимы, чтобы установить весьма деликатные устройства в надлежащих местах на площади 1200 кв. м, накрытой серебристо-серым шатром.
Внутри вы сразу попадаете в полумрак. Окон нет. Крыша не пропускает света. Еле слышно гудят мониторы. В отдельных студиях работают над программами. Здесь же расположены технические службы. «Бейкерсвилль» - это самодостаточное предприятие с автономным энергоснабжением и собственными спутниковыми антеннами. С одной стороны расположены помещения FOC, с другой - студии телекомпаний, использующих суперсигнал.



Каждая такая студия оборудована лабораторией звукозаписи, редакторским помещением, аппаратной, небольшим конференц-залом и комментаторской кабиной. Кроме того, здесь же расположены службы, связанные с дирекцией гонки, и... кафетерий. Время от времени внутренняя планировка меняется - как следствие накопившегося опыта или по мере появления новых технологий. А технология в этой «современной деревне» совершенствуется постоянно.
За последние два года, например, специалисты FOC научились точно определять местоположение любого автомобиля на трассе в любой момент времени, что позволяет лучше координировать работу операторов и качественнее осуществлять сопровождение картинки соответствующими титрами. Достигается это благодаря использованию оптико-волоконного кольца вокруг трассы, связывающего установленные через каждые 100 метров датчики.
«Многие почему-то относятся к нашим операторам, как к людям второго сорта, неспособным к самостоятельному мышлению, - жалуется Бейкер. - На них кричат. Их отталкивают. Между тем операторы выполняют очень ответственную работу. Мы стараемся предоставить им большую свободу действий и дать им возможно больше информации. Каждый из них сейчас выдает не один, а два сигнала. На своих экранах операторы все время видят информацию о том, какой автомобиль они сопровождают и в каком месте трассы находятся. Все точно знают, что должны делать. На случай же возникновения непредвиденных ситуаций имеются различные сценарии действий, позволяющие отслеживать все события. Одним из новшеств является кнопка «прямой эфир». Как правило, каждый оператор во время гонки находится в одной точке трассы и точно знает траекторию, которой следуют автомобили, и если случается - или вот-вот должно случиться - что-то неожиданное, оператор может вклиниться прямо в программу, чтобы зрители ничего не пропустили».


Кнопка «прямой эфир» используется пять или шесть раз в каждой гонке, благодаря чему зрители гораздо живее воспринимают случившееся. Обращает на себя внимание и новая философия расположения камер. При обычной трансляции местная телевещательная компания сама решает, сколько ей нужно установить камер. Обычно их стараются разместить так, чтобы они перекрывали возможно большую площадь с возможно меньшего количества точек. Это неизбежно приводит к тому, что камеры располагают в конце прямых и как можно выше, в результате съемка ведется панорамно, длиннофокусными объективами и с большого расстояния. Это самый выгодный способ с точки зрения экономии, но не с точки зрения качества показа. FOC с самого начала повела политику использования избыточного количества телевизионных камер, многие из которых снимают в необычных ракурсах. «Мы стараемся, чтобы автомобили летели прямо в камеру, - объясняет Бейкер. - Для этого мы ставим камеры вдоль прямых».
Кроме того, FOC использует гораздо больше бортовых камер, чем доступно общественному телевидению. Это вызвало обвинения в том, что платный канал старается вынудить фанов прибегнуть к его услугам. Однако Экклстоун категорически не согласен с этим мнением.
«Мы тратим 12 млн фунтов в год на бортовые камеры, - говорит Берни, - и никто из других телекомпаний не вкладывает средства в это. Если кто-то хочет получить доступ к большему числу бортовых камер, пусть платит».
Люди беспокоятся, что платный показ вытеснит общедоступное телевидение, однако сам Экклстоун всегда подчеркивал, что этого никогда не произойдет и что его трансляции рассчитаны на настоящих любителей автогонок, которые хотели бы видеть как можно больше. Здесь Берни можно верить, т. к. переход исключительно на платное телевидение отпугнул бы спонсоров, которых в Формуле-1 привлекает прежде всего ее огромная телеаудитория. Цифровое телевидение Экклстоуна должно стать верхушкой финансового торта Ф-1, самым лакомым его кусочком и источником дополнительных доходов для спорта вообще и самого Берни в частности. Именно Берни несет расходы по цифровому телецентру, и на сегодняшний день сам признает, что, возможно, несколько поторопился с инвестициями в этой области. Мир еще не готов воспринять его идеи.
В 1996 году, когда немецкая телекомпания Kirch Group в Хоккенхайме ввела в строй первый цифровой канал - DF1, Экклстоун получил хорошие деньги за право трансляций с гонок Ф-1. Примеру немцев последовали французы из Canal+ и итальянский Telepiu, но все три проекта столкнулись со значительными трудностями. Kirch реорганизовала и объединила DF1 с другим своим цифровым каналом - Premiere, остальные до сих пор изощряются в попытках создать жизнеспособные структуры. Берни признает, что телекомпании потеряли деньги на сделке с ним.
Бейкер считает, что цифровое телевидение находится в самом начале пути, отсюда и все проблемы. Берни подтверждает, что его команда продолжает учиться и сейчас располагает гораздо большими возможностями в рамках существующих технологий. Ищутся новые подходы к комментированию. Вместо традиционных «крикунов за кадром» используются дискуссионные группы: например, Герхард Бергер и Флавио Бриаторе вместе с парой квалифицированных журналистов. Комментатор всегда предупреждает, если на одном из каналов происходит что-то интересное, и зритель может быстро переключаться.
«Лично я думаю, что мы можем сократить количество каналов с шести до трех без ущерба для качества», - утверждает Берни.
«Мы все время учимся, - вторит Хозяину Бейкер, - и перспективы развития неисчерпаемы».



Например? Бейкер не слишком охотно говорит на эту тему, но подтверждает, что цифровое телевидение превращается в нечто совершенно необходимое для дирекции гонок и судей. Поскольку компьютеры «Бейкерсвилля» точно знают местоположение и скорость каждого автомобиля, то с их помощью можно отслеживать все инциденты на трассе. Если все пойдет по плану, то вскоре именно компьютеры «Бейкерсвилля» будут управлять системой синих, красных и желтых сигнальных лампочек в кокпитах автомобилей, которые должны будут заменить соответствующие флаги маршалов. Вспомните, сколько было неприятностей, связанных с устаревшей сигнальной системой. Теперь гонщики перестанут наконец жаловаться, что не заметили маленькой цветной тряпки где-то за отбойниками. Уже разработаны компьютерные программы, которые позволят определять степень опасности тех или иных участков в дождь и необходимость появления автомобиля безопасности.
В перспективе возможны и другие новшества: автоматические камеры, включающиеся в тот момент, когда автомобиль уходит с оптимальной траектории или при обгоне. Возможно даже формирование звукового сигнала для режиссера или директора гонки. Вы можете получить электронного комментатора.
«Култхард вылетел в повороте три», - сообщает бесстрастный голос...
На некоторых автодромах посты для дирекции гонки уже перенесены из традиционных башен в помещения, из которых вообще не видно трассы. Теперь это уже не важно. Всю необходимую информацию поставляет электроника. С развитием сети оптико-волоконной связи по всему миру отпадет и необходимость в «Бейкерсвилле». Вся информация будет передаваться за тысячи километров на стационарный комплекс в Лондоне так же легко, как в серый шатер рядом с трассой. В теории, дирекция гонки также будет располагаться в Лондоне...
Почему бы и другим видам спорта со временем не прибегнуть к подобным технологиям? Легко можно себе представить футбол с непрерывным показом выражения лиц тренеров или Олимпийские Игры, с которых осуществляется прямая трансляция по каждому виду спорта одновременно.
«Организаторы зимней Олимпиады в 1998 году просили нас доставить оборудование в Японию, но мы решили не делать этого, - говорит Берни. - Мы еще только учимся».

Джо Сейвард

Журнал "Формула-1" июнь, 2000



Знаете ли Вы что...