Выходец из соцлагеря в Формуле-1: Человек с Востока
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Человек с Востока

Человек с Востока

Не секрет, что Формула-1 — затея чисто европейская. Точнее, западноевропейская. Разумеется, статус чемпионата мира, заокеанские турне, участие транснациональных корпораций и гонщики из экзотических стран придают этому спорту глобальный характер. Однако практически все люди, занятые здесь повседневным трудом, являются выходцами из пяти-шести западноевропейских стран. Даже ближайшим соседям из Восточной Европы места здесь пока не находится. Тем большего внимания заслуживает человек с Востока, сумевший пробиться в этот замкнутый мир и стать одной из самых влиятельных фигур в гоночной империи West McLaren Mercedes. Человек с Востока, возглавляющий в этом могучем триумвирате составляющую под названием «Запад».
Если не считать десятка постоянно приезжающих на гонки журналистов, сегодня Павел Турек — единственный выходец из стран бывшего соцлагеря, работающий в паддоке Ф-1. А начался его путь в «большой цирк» в 1992 году, когда молодой уроженец небольшого шахтерского городка Острава, что расположен у чехословацко-польской границы, учась на третьем курсе Пражского экономического университета, решил немного подработать. Почти случайно ему удалось получить временную работу в активно осваивавшей тогда чешские просторы табачной компании Reemtsmа. Там Павла заметили, и его карьера быстро пошла в гору.
«В то время я еще совершенно не говорил по-английски, но неплохо знал русский и немецкий, которые учил в школе. А поскольку Reemtsmа — немецкая компания, мне почти сразу предложили постоянную работу в финансовом, а затем маркетинговом департаменте пражского отделения фирмы», — вспоминает чех. Павел много работал, но и об учебе не забывал. Достаточно сказать, что сегодня он говорит уже на семи (!) языках (чешском, словацком, русском, польском, немецком, английском и испанском).
В автоспорт Турек тоже пришел почти случайно. Летом 1992 года West (одна из торговых марок Reemtsmа) решила организовать несколько рекламных программ, в число которых входила и поддержка мирового и европейского чемпионатов по мотокроссу. Павел же занимался программой поддержки чехословацкого, а после распада страны в конце 93-го — чешского и словацкого чемпионатов по мотокроссу. «Наша команда добилась значительных успехов, — рассказывает Павел. — После чего меня отправили на полуторагодовую стажировку в главный офис Reemtsmа в Гамбург. Затем я, по идее, должен был вернуться назад, в Прагу, но этого не случилось, потому что через 18 месяцев мы подписали пятилетний контракт с McLaren… Как только я об этом услышал, сразу же решил попробовать пробиться в Формулу-1, хотя тогда еще мало что знал о «большом цирке». В детстве я не слишком-то увлекался гонками. По-настоящему заинтересовался мотоспортом, лишь когда стал заниматься для Reemtsmа мотокроссовой программой в Чехии. О Формуле-1 же я знал лишь понаслышке и, думаю, до того момента, как я попал сюда, видел по телевизору всего две гонки — в Венгрии и Монако в 1996 году».
Узнав о контракте с McLaren, Павел тут же написал письмо своему боссу с просьбой подключить его к проекту Формулы-1. Однако пробиться на эту должность оказалось не так уж легко. «Еще бы! Представьте себе: молодой человек, с небольшим опытом работы, да к тому же тогда я еще практически не говорил по-английски…» Павел вновь засел за учебники, в рекордные сроки выучил язык. А еще через несколько месяцев чех, одетый в форменную рубашку McLaren, впервые появился в паддоке Формулы-1. И вовсе не затерялся в этой пестрой толпе за пять лет.



Павел очень много сделал не только для рекламы продукции Reemtsmа, но и для развития всего восточноевропейского автоспорта. Ведь именно с его подачи McLаren пригласила в свою юниорскую команду Ф-3000 Томаша Энге, и чех сделал большой шаг на пути к тем трем гонкам, что он провел в 2001 году в Формуле-1. И не вина Томаша, что пока этим дело и ограничилось.
«Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы Энге вернулся в Ф-1. Но это сложно, и дело здесь не только в самом Томаше, — считает Павел. — Нужны деньги и спонсоры, без них здесь делать нечего, а в Чехии их пока не так много. Но даже если Энге и не сумеет снова пробиться в Ф-1, у нас есть много других еще более молодых и не менее талантливых пилотов. Яниш, например. Надеюсь, что кому-то из них в конце концов удастся закрепиться в Ф-1. Энге же сделал первый и, наверное, самый важный шаг — он открыл Ф-1 для гонщиков из Восточной Европы».
Впрочем, и сам Турек немало сделал в этом направлении. Именно Павел сегодня работает над организацией в Чехии тестов Ф-1. И, наконец, именно ему мы обязаны тем, что в Москву периодически приезжают гонщики West McLaren Mercedes.
«Есть люди, которые считают, что мы лишь принимаем гостей на Гран При и больше ничего, — сетует Турек. — Но это не так! Мы всегда старались выделиться из общей массы спонсоров и приблизить Ф-1 к болельщикам, особенно в тех странах, где Гран При не проводятся. Для этого мы и придумываем акции вроде поездки Дэвида и Мики в Звездный городок, тренировки Мики с командой ЦСКА, купания Дэвида с акулами, катания на двухместном McLaren по Крещатику в Киеве, да мало ли чего еще».
Сегодня уже мало кто помнит, что в 2000 году заезды двухместного McLaren MP4-98T хотели провести и в Москве, но столичные власти на запрос из Германии тогда ответили гробовым молчанием и программа «Адреналин» поехала на Украину. Тем не менее ни Павел, ни McLaren не забывают о России. «В этом году мы обязательно придумаем что-нибудь новенькое и снова приедем в Москву», — обещает чех, хотя сегодня на нем лежит уже груз ответственности не только за программу Ф-1, но и за мотогонки. «Раньше я занимался только Формулой-1, но сейчас наша спонсорская активность удвоилась: в этом году мы поддерживаем также команду в мотоциклетных гонках Гран При, так что сегодня я, по сути, возглавляю два проекта», — признается Турек, который, несмотря на свою загруженность, продолжает регулярно приезжать на Гран При.
«Мне нравится здесь работать, — улыбается Павел. — Больше всего люблю Гран При в Австралии — прекрасная страна, город, люди! Также очень люблю приезжать в Имолу, Канаду и Монако… С радостью поехал бы и на гонку в Москву. Хочется думать, что в ближайшее время она все-таки состоится». Павел родился в Восточной Европе, за годы работы в Reemtsmа не один раз бывал в России, а потому куда реальнее западных наблюдателей оценивает перспективы Гран При России и гораздо лучше понимает все наши трудности. «Я думаю, проблема России в том, что у вас существует несколько параллельных проектов и между ними ведется постоянная борьба. Но пока это происходит — ничего не получится. Чтобы провести Гран При, нужно объединить все усилия в направлении одного проекта. Нам в Формуле-1, по большому счету, все равно, будет ли это Москва или Санкт-Петербург, хотя для спонсоров, наверное, Москва была бы предпочтительней. Надеюсь, Формула-1 скоро все-таки приедет в Россию!»

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" июль, 2002



Знаете ли Вы что...