Черная сотня
Всякая случайность есть лишь непознанная закономерность.
Приписывается Карлосу Кастанеде
По ходу прошедшего чемпионата мира сразу четверо пилотов - Жак Вильнев, Мика Сало, Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер - в сотый раз вышли на старт гонки Ф-1. И надо ж такому случиться - никто из этой четверки не смог добраться до финиша. Это обстоятельство и легло в основу небольшого исследования, которое выявило удивительную вещь - уже пятидесяти одному гонщику удалось провести в Формуле-1 сто гонок (а пятеро перешагнули и отметку «200»), но лишь в редких случаях юбилейный этап заканчивался успешно.
Прежде всего, надо отметить, что и сам факт попадания в «Клуб Джека Брэбэма» (а именно австралиец первым в Ф-1 провел сто гонок в рамках ЧМ) уже доказывает несомненный талант пилота. В этот престижный «клуб» вступили 18 чемпионов мира из 27, а уж Гран При выигрывал почти каждый из его членов. Конечно, есть здесь и феномены вроде Андреа де Чезариса, который ухитрился продержаться в Формуле-1 15 сезонов, за это время ни разу не победив и даже не поднявшись по итогам сезона выше восьмого места. Но то исключение.
Каковы же итоги выступлений «юбиляров»? Оказывается, лишь пятерым из них удалось закончить сотую гонку в первой тройке, а больше половины стартов закончились сходом или аварией. Начиналось же все 20 июля 1968 года, когда «всего» через 13 лет после своего дебюта Брэбэм провел сотую гонку в рамках чемпионата (Ральфу Шумахеру, например, на это потребовалось лишь шесть сезонов). Но британский Большой Приз сложился для Черного Джека неудачно - стартовав с восьмой позиции, австралиец уже на первом круге выбыл из борьбы из-за отказа двигателя. Тогда, конечно, еще никто и предположить не мог, что именно в этот дождливый день будет заложено начало одной из самых неприятных для пилотов традиций.
Следующий «звонок» прозвенел в том же 1968 году в Монце, где состоялась сотая гонка Грэма Хилла. Для британца все закончилось уже на 11-м круге - отвалилось колесо. И, что называется, покатилось. Вот лишь наиболее примечательные случаи, произошедшие с пилотами во время сотой гонки: в 1980 году Джону Уотсону впервые в карьере не удалось преодолеть квалификационный барьер, и юбилей состоялся лишь две недели спустя. Точно так же оказался испорчен праздник для Йохена Масса в сезоне-82. Не смог выйти на старт гонки, которая должна была стать сотой, и Алан Джонс - утром в воскресенье у австралийца поднялась температура. Но если эти трое хоть и с задержкой, но все же провели сотую гонку, то Джеки Стюарт решил завершить карьеру после того, как в субботней тренировке ГП США 1973 года разбился его товарищ по команде Франсуа Север. На старт шотландец не вышел, поэтому на его счету так и осталось 99 гонок Гран При.
Не удались «юбилеи» даже таким асам как Ален Прост и Айртон Сенна. Француз неизменно добирался до финиша в девяти гонках до злополучного этапа в Венгрии, но именно этот, 100-й Гран При обернулся для него сущим бедствием - сначала сбой в электронике вынудил Алена посетить боксы, а затем, пытаясь наверстать упущенные позиции, Прост зацепил машину одного из соперников и выбыл из борьбы с поврежденной подвеской. Бразилец же лидировал в Мехико-90, когда незадолго до финиша возник медленный прокол, а несколько кругов спустя задняя покрышка на McLaren и вовсе лопнула. Зато семь следующих гонок Айртон неизменно заканчивал на пьедестале почета.
Можно вспомнить и не столь давние события. Джонни Херберт на Гран При Монако ’97 выиграл пятничную тренировку, но уже на 10-м круге гонки разбил машину. Мику Хаккинена в Имоле-98 подвел не знающий в том сезоне проблем McLaren, а Stewart Рубенса Баррикелло остановился лишь за несколько кругов до финиша в Монако годом спустя.
Конечно, в истории отмечены и случаи, когда пилот наперекор статистике первым пересекал линию финиша в сотой гонке - это удалось Найджелу Мэнселлу в 1987 году и Михаэлю Шумахеру ровно через десять лет. Но надо ли напоминать, как сложился да обоих пилотов тот сезон - оба буквально в последний момент потеряли уже, казалось, завоеванный чемпионский титул, так что для каждого победа в юбилейной гонке оказалась, по сути, пирровой.
Не лучше обстоят дела с 200-й гонкой. Из пятерых спортсменов, достигших этого рубежа, один лишь Нельсон Пике заработал в юбилейной гонке очко. Жан Алези значился на шестой позиции Гран При США 2001 года лишь до тех пор, пока судьи не оправдали дисквалифицированного было Ярно Трулли, а Риккардо Патрезе, Герхард Бергер и Андреа де Чезарис и вовсе не добрались до финиша.
Однако главный вопрос остается без ответа - почему же именно «круглый» Гран При заканчивается для гонщиков столь неудачно? Было бы глупо думать, что сотая гонка для пилота чем-то отличается от 99-й или 101-й (не считая, разумеется, праздничного пирога и вечеринки в пятницу или субботу), и именно груз ответственности не позволяет ему выступить достойно. Ален Прост в свое время сказал: «Когда ты садишься в кокпит, то забываешь обо всем, кроме трассы, машины и борьбы с соперниками. И лишь увидев финишный флаг, замечаешь заполненные болельщиками трибуны, флаги, плакаты...» «Во время гонки не остается времени на то, чтобы думать обо всей этой статистике», - вторит французу Михаэль Шумахер. Так что выходит, что здесь мы имеем дело со случайностью. А точнее - с пока не познанной закономерностью.
Клуб «100» Джека Брэбэма
В наступающем сезоне лишь Ярно Трулли имеет все шансы пересечь «несчастливый» рубеж - итальянец уже 97 раз выходил на старт. Быть может, компанию гонщику Renault составит Йос Ферстаппен, которого называют в числе претендентов на место в Minardi (на счету голландца сейчас значится 90 гонок). Подтвердят они невеселую тенденцию или опровергнут - предсказать сейчас невозможно. Но стоит ли вообще пытаться заглянуть в будущее, если и в прошлом слишком много неразгаданных загадок?
Александр Кабановский
Журнал "Формула-1", Январь 2003г.