Финансы Формулы-1 1975г: Деньги и смысл спонсорства, стартовые, призовые & по результатам – и многое другое (Часть 2)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Финансы Формулы-1 1975г. (ч. 2)

Финансы Формулы-1 1975г. (ч. 2)

Финансы Формулы-1 1975г. (ч. 1)
В течение нескольких лет мне посчастливилось иметь возможность опереться на поддержку друзей: Джек Дурлахер, состоятельный биржевой маклер и страстный поклонник автоспорта был со мной с 1966 по 1969 и вносил по $25,000 в год. В 1968 наши стартовые суммы варьировались от $3000 до $3500 за гонку, и мы с Сеппи всегда делили все 50 на 50. Мы рассчитывали так, что стартовых сумм хватало, чтобы покрыть расходы на транспортировку команды за границу и оплатить счета команды, и когда мы еще к тому же выигрывали некоторые призовые суммы, это было отличным сюрпризом, и конечно механики также получали в этом случае бонусы. Когда пилот был доволен поведением машины, или когда он хорошо выступал, мы обычно сколько-нибудь давали главному механику, чтобы он устроил вечеринку для всех работников.
Формула 1 по большей части европейский спорт, и она очень медленно приходила к необходимости внешних спонсорских вливаний, и так было вплоть до 1970-го, когда нам пришлось принять это как данное. Мы привыкли смотреть на американские гоночные серии, с их раскрашенными машинами и стикерами Heinz Baked Bean Special, как на плохую шутку. Теперь мы начинаем осознавать смысл всего этого; это необходимо если мы хотим продолжать гонятся. Но мы принимаем это с некоторой долей недоброжелательности. Раньше нам не требовалось столько спонсорской поддержки, у нас были шинные и топливные компании, а расходы были не такими астрономическими, как сегодня, и были еще две хороших причины, объяснявшие наш консерватизм. Устав мирового чемпионата FIA гласил, что выступавшие болиды должны быть окрашены в хорошо узнаваемые национальные цвета участников – зеленый для британцев, голубой – Франция, белый – Германий, красный – Италия и т.д., а любые рекламные наклейки или надписи на машине не должны превышать 55 кв. дюймов. Кажется, также вы не могли иметь больше 5 или 6 таких надписей. Чтобы прочитать подобную рекламу, вам бы потребовался бинокль, так что в любом случае никто не был готов платить много за это, а так как многие международные трассы продавали права на телетрансляцию напрямую национальным телесетям, таким как BBC, например, на которых был запрет на рекламу любого рода, то крупноразмерные названия компаний-спонсоров входили в противоречия с рекламной политикой телесетей.
Я верю, что Сеппи и я были среди первых, кто начал размещать рекламу на поверхности болидов Формулы 1. Все чего хотели швейцарцы, так это иметь частичку в своем национальном чемпионском успехе, и лыжная фирма Hartski заплатила нам $12,000. Heuer Watches выделила такую же сумму, а швейцарский производитель здоровой пищи Bio-Strath – $24,000. Мы получили протест на превышение 55 кв. дюймового лимита, и однажды на британском Гран-При в Сильверстоуне нам предписали снять рекламные стикеры, так как они были слишком велики. В то же время мы получили два больших стикера с именем Зифферта на них, из-за чего Сеппи просто впал в ярость, он разорвал стикеры в клочья и заявил: "Если я не могу использовать мои наклейки, то и они не могут использовать мое имя на своих чертовых стикерах.” В итоге мы нашли какой-то компромисс, какой сейчас я уже не вспомню.
В 1970-ом нефтяные компании свернули большую часть своей поддержки, а производители шин урезали свои бюджеты, так что рекламные ограничения были ослаблены, и появились крупные внешние спонсоры – в основном табачные компании, так как этот момент совпал с новым британским законом, запрещающим рекламу сигарет на телевидении. Колин Чепмен рассказал мне, как он взял телефонный справочник директоров предприятий и написал в 100 крупнейших фирм просьбы о спонсорской поддержке. Так появились John Player, захваченные этой идеей; я думаю, они платят порядка $250,000 в год. Я связался с моим большим другом Майклом Купером-Эвансом (он написал книгу обо мне "Частный участник” (Private Entrant)), и, так как он работал на рекламную компанию Дж. Уолтера Томпсона, он мог привести Brooke Bond Oxo. Это были отличные спонсоры и очень милые люди; три года они платили мне по $48,000 в год, а в последний год довели сумму до $72,000.
Я не знаю, сколько крупный спонсор платит сегодня команде, но я знаю, сколько стоит содержать команду Формулы 1, например McLaren: примерно $1,100,000 в год. Надо полагать, большая часть суммы появилась в виде спонсорской поддержки, но, хотя в 1974-ом McLaren выиграл Индианаполис, равно как и Мировой Чемпионат, они до сих пор не могут найти спонсора на следующий год. Это к вопросу о том, как трудно в этом смысле в наши дни.
Примерно в 1968-ом Ассоциация Конструкторов нашла, что некоторые из участников-частников и Ferrari стали достаточно сильны, чтобы нарушить их монополию и помериться силами с организаторами, так что они сформировали новую Ассоциацию, названную Конструкторы и Участники. Они убедили Феррари присоединиться к ним, что сделало их всемогущими, и пригласили Кена Тиррелла и меня стать членами Ассоциации. Я был рад получить столь сильных союзников в моих битвах, ведь это означало больше стартовых денег и гарантированное участие везде кроме Монако, где организаторы все еще настаивают на квалификации только 16-ти мест.
Примерно 3 года назад Ассоциация полностью пересмотрела финансовую сторону и выработала соглашение с организаторами, по которому те принимают, по крайней мере, 20 болидов на каждую гонку, а Ассоциация гарантирует производство того же количества машин. Каждому из 20 стартующих выплачивались примерно по $1700 на транспортные расходы, призовой фонд в $70,000 делился в соответствии с результатами этапа. Суммы зависели от позиции пилота после четверти дистанции, половины и трех четвертей, и в большей степени от итогового места. На следующий год они увеличили транспортные компенсации до $3300, а призовой фонд на 10%. В прошлом году компенсация транспортных расходов была упразднена, трансформировавшись в бонусы за позицию на тренировке: обладатель первого места получал $3600, 20-го - $1200, занявшие более низкие места не получали ничего. Победа в гонке приносила вам $12,000, а, если вы лидировали и на четверти, половине и трех четвертях дистанции, в итоге вы могли получить больше $15,000; 20-ое место оценивалось в $720, ниже не приносило ничего. Можно сказать, что Берни Экклстоун из Brabham сидел за прилавком с кассовым аппаратом: в прошлом году в Уоткинс Глене Brabham были первыми и вторыми, заняли поул, и за все это они получили примерно $80,000. Конечно, цены растут быстро, и на этот год бюджет Гран-При Британии будет около $500,000.
Без сомнения вы гадаете, сколько Чемпион Мира зарабатывает за год. Что ж, точно я не знаю, – многое зависит от того, сколько он получает от личных спонсоров, производителей одежды и т.д. Но я рискну предположить, что в 1973 году Джеки Стюарт заработал около $600,000. И я думаю, что Эмерсон Фиттипальди получит примерно $200,000 гонорара от Texaco-Marlboro для начала.
Недавно я присутствовал на презентации, где за наиболее выдающийся вклад в автомотоспорт Британского Содружества вручалась Ferodo Gold Trophy, самая престижная награда Британии в мире автоспорта. В этом году ее получил Bruce McLaren Motor Racing Ltd. за победу в Кубке Конструкторов, Чемпионате Мира и на Индианаполис 500. От имени команды награду получил Фил Керр. Джонни Рузерфорд прилетел на презентацию, и я имел честь быть ему представленным Филом. Я набрался наглости спросить его о действительном размере призового фонда в его Инди без учета внешних рекламных бонусов, и он назвал сумму в $245,000. Это заставляет нашу серию выглядеть немного помешанной. Но Мировой Чемпионат Формулы 1 находится в хорошей форме: в прошлом году примерная посещаемость за 15 этапов была 1,660,000 человек, более чем вдвое больше чем на любой другой серии европейских автогонок.

Road & Track, April 1975 (Перевод: Станислав Альбертинский)



Знаете ли Вы что...