Формула-1: хроника авиакатастроф
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Формула-1: хроника авиакатастроф

Формула-1: хроника авиакатастроф

Дотошные статистики давно подсчитали, что ежедневно в автомобильных авариях погибает почти столько же людей, сколько авиационные катастрофы уносят за полгода. Однако, как ни странно, применительно к пилотам Формулы-1 это соотношение выглядит несколько по-иному.
За 50 лет существования Формулы-1 в гонках чемпионата мира (не считая Indy 500) погибли 24 гонщика, в то время как авиационные катастрофы унесли жизни 9 пилотов.
Если человек любит скорость, не все ли ему равно, где этой скоростью наслаждаться: на земле или в воздухе. Самолеты традиционно являются самой любимой игрушкой гонщиков Гран При. И не только игрушкой. Во время Второй мировой войны многие знаменитые гонщики на несколько лет сменили руль автомобиля на штурвал истребителя. Современные короли асфальтовых трасс также охотно садятся в кресло пилотов самолетов и вертолетов. За полвека существования Формулы-1 для гонщиков «большого цирка», по восемь месяцев в году гастролирующих по всему миру, из роскоши самолеты давно превратились в необходимое средство передвижения, но, как показала история, довольно опасное.

В погоне за рекордом


Первой жертвой авиации стал в 1962 году шотландец Рон Флокарт. Эдинбуржец сделал весьма завидную карьеру в автоспорте: за 6 лет с 1954 по 1960 год Рон принял участие в 14 Гран При и однажды, в Монце’56 даже поднялся на третью ступень пьедестала. Но даже гоняясь в Формуле-1, он не забывал о своей второй страсти - самолетах. Пилотскую лицензию он получил еще в 1948 году, после того как в первый раз сел за руль гоночного автомобиля.
Флокарт всегда мечтал об установлении авиационных рекордов и в начале 60-х годов решил совершить перелет из Лондона в Сидней. Но реализовать задуманное шотландцу не удалось. Во время одной из тренировок в Австралии его самолет разбился неподалеку от Мельбурна. Страсть к рекордам стоила Рону жизни.

Затерянный в горах


Карьера Ланса Ревентлоу в Формуле-1 была обречена на неудачу с самого начала. Собственно, американец и не надеялся стать великим автогонщиком. Для мультимиллионера и наследника огромной «шерстяной империи» Woodworth автогонки были лишь дорогим развлечением. В 1957 году Ланс, к тому времени уже имевший кое-какой опыт гонок в Европе, основал в Калифорнии небольшую фабрику по производству гоночных автомобилей Scarab. В Формуле-1 Ревентлоу сделал ставку на 2,5-литровый переднемоторный Scarab 4 и в 1960 году даже принял участие в четырех Гран При. Но этот проект не имел будущего. С 1961 года объем двигателей в Ф-1 сократили до 1,5 литров, и переднемоторные монстры вымерли как динозавры. Впоследствии Ланс пытался участвовать в гонках Интерконтинентальной Формулы и соревнованиях спортпрототипов в Америке, но 24 июля 1972 года жизнь 36-летнего наследника многомиллионной корпорации оборвалась где-то в Скалистых горах. Из-за ужасной погоды и тумана, окутавшего в тот день большую часть Калифорнии, пилот его легкого самолета не справился с управлением и врезался в скалу.

Ошибка диспетчера


Следующая авиакатастрофа унесла жизни сразу двух гонщиков Формулы-1, одним из которых был двукратный чемпион мира Грэм Хилл. 29 ноября 1975 года британец на собственном двухмоторном самолете возвращался с межсезонных тестов своей команды Embassy Racing на Поль-Рикаре в Лондон. Хилл любил летать, и сам сидел за штурвалом самолета. Вместе с ним летели восходящая звезда британского автоспорта Тони Брайз и еще четыре члена команды. В тот день над Англией стоял плотный, как молоко, туман и, подлетая к аэропорту Элстри, что к северу от Лондона, Грэм попросил диспетчеров помочь ему посадить самолет. Он не хотел рисковать. Однако по роковому стечению обстоятельств, именно помощь «земли» стоила двукратному чемпиону жизни.
Грэм начал заходить на посадку, но диспетчеры ошиблись и вывели Хилла прямо на высокие деревья, росшие на окраине гольф-поля в местечке Аркли в нескольких милях от аэродрома. В тумане Грэм увидел их слишком поздно и уже не смог избежать столкновения. Все находившиеся в самолете люди погибли.
После этой трагедии многие обвиняли Грэма в преступной небрежности, и жена двукратного чемпиона мира Бетти Хилл, дабы посмертно реабилитировать мужа, вынуждена была даже подать в суд, который возложил всю ответственность за случившееся на диспетчеров аэропорта Элстри.

Полетали


Через два года после гибели Хилла и Брайза мир Формулы-1 потрясла еще одна ужасная авиакатастрофа. Неподалеку от родного Сан-Паулу разбился Карлос Пасе, в котором бразильцы видели наследника славы великого Эмо Фиттипальди. Специалисты прочили ему великолепную карьеру, и Пасе уже в какой-то степени успел оправдать раздаваемые ему авансы, выиграв в 1975 году свой домашний Гран При в Интерлагосе. Но через два года в марте 1977-го жизнь Карлоса оборвалась. Вернувшись из Южной Африки, где он из-за долгого пит-стопа финишировал лишь 13-м, отстав от победителя аж на два круга, Пасе решил немного расслабиться и полетать над просторами Бразилии на своем легком самолете. Однако в полете неожиданно заклинило двигатель, и машина камнем рухнула вниз. Вместе с Карлосом в этой катастрофе погиб Моривальдо Гонсалес, восходящая звезда латиноамериканского автоспорта, так и не успевший попробовать свои силы в Формуле-1.

Авиационный бум


В начале 80-х в Формуле-1 начался настоящий авиационный бум. Уже практически все пилоты имели частные самолеты или вертолеты, а большинство - и пилотские лицензии. Однако, как результат, увеличилось и число аварий. В 1981-1982 годах в авиакатастрофах погибло два гонщика Гран При.
В марте 1981 года в Сильверстоуне разбился при взлете вертолет 44-летнего Дэвида Профита, когда-то в середине 60-х дважды выступавшего в Формуле-1. А 7 апреля 1982 года в Германии, неподалеку от городка Глессен, после внезапной остановки двигателя рухнул на землю легкий частный самолет австрийского гонщика Харальда Эртля.
В самолете находилось три человека: сидевший за штурвалом Харальд с женой и четырехлетним сыном Себастьяном. Эта катастрофа унесла одну жизнь. Фрау Эртль и Себастьян, хоть и получили тяжелые травмы, все же остались живы.

В огне не горит...


Следующим в скорбном списке жертв авиакатастроф стоит имя англичанина Дэвида Перли. Несмотря на сравнительно неудачную карьеру в гонках Гран При (11 гонок и ни одного очка), Перли оставил в истории Формулы-1 заметный след.
Дэвид прославился в 1973 году, когда во время гонки в Зандвоорте стал единственным, кто остановился, чтобы помочь горевшему в перевернутой машине Роджеру Уильямсону. И хотя соотечественника Перли вытащить так и не смог (едва Дэвид попытался перевернуть повисший на отбойнике March, как рукав его комбинезона вспыхнул и ему пришлось спасать уже собственную жизнь), за этот поступок храброго британца наградили медалью Георга. Впрочем, на этом приключения Перли в автогонках Формулы-1 не закончились.
Тогда же в 1973 году в родном Западном Суссексе Дэвид основал собственную гоночную команду LEC и в 1977 году даже вернулся вместе с ней в Формулу-1. Но на британском Гран При в Сильверстоуне Перли ждало еще одно потрясение: он попал в страшную аварию.
Во время предквалификации перед «Бекеттс» на его LEC заклинило педаль газа, и Дэвид на огромной скорости въехал в отбойник. При ударе шлем Перли раскололся как яичная скорлупа, однако если не считать нескольких глубоких порезов на лице, повреждений головы Дэвид не получил. Зато врачи насчитали после аварии 29 переломов (из них три со смещением). По дороге в госпиталь у Перли шесть раз останавливалось сердце, но он все-таки выжил и почти полностью восстановился. Разве что левая нога англичанина после аварии стала на 2 дюйма короче правой. Зато этот удар об отбойник в Сильверстоуне принес Дэвиду мировую славу. Британца даже включили в Книгу рекордов Гиннеса, как «самого везучего человека на свете». «Везунчик» Перли погиб восемь лет спустя в авиакатастрофе у побережья Западного Суссекса.
После ухода из гонок, Дэвид всерьез занялся воздушной акробатикой, но 2 июля 1985 года 40-летний англичанин переоценил свои силы, и его крошечный биплан Pitts Special упал в море и утонул рядом с домом Перли в небольшом приморском городке Богнор-Реджис на юге Англии. По заключению экспертной комиссии, расследовавшей эту катастрофу, причиной аварии стала ошибка пилота при выполнении фигуры высшего пилотажа.

Последняя страница?




Еще одна авиакатастрофа, приведшая к гибели гонщика Формулы-1, случилась в апреле 1988 года неподалеку от Сент-Этьена, на юге Франции. В этой аварии погиб летевший на частном самолете 44-летний Жозе Долем - брат вице-чемпиона мира 1982 года Дидье Пирони, в 1974 году без особых успехов выступавший в Формуле-1.
Пока эта авария стала последней страницей в траурной книге жертв авиакатастроф из числа гонщиков Формулы-1. Хотя и в 90-е годы аварии самолетов с участием звезд «большого цирка» отнюдь не прекратились.
В октябре 1990 года с высоты 20 метров вертолет Алессандро Наннини рухнул на лужайку перед его домом во Флоренции. В этой катастрофе погиб сидевший за штурвалом винтокрылой машины пилот итальянских ВВС Франческо Лигуоро, а самому Сандро оторвало правую кисть. И хотя врачам потом удалось восстановить руку Наннини, о возвращении в Формулу-1 уже не могло быть и речи.
Через год в джунглях Таиланда разбился Boeing 767, принадлежавший австрийской авиакомпании Lauda Air с 213 пассажирами на борту. И Ники Лауда еще долго не находил себе места, считая себя ответственным за эту аварию, хотя техническая комиссия установила, что причиной трагедии стал заводской дефект в конструкции самолета.
Несколько лет назад, после чудесного спасения в авиакатастрофе, решил навсегда оставить автоспорт другой чемпион мира - Эмерсон Фиттипальди. Теперь вот столь же счастливым образом спасся и Дэвид Култхард. Правда, со спортом завязывать он не спешит. Шотландец уверен, что запас его везения еще далеко не исчерпан.
Катастрофы неизбежны, но гонщики продолжают подниматься в воздух. Ведь ежедневные перелеты давно стали частью их профессии. И хотя статистики уверяют, что водить автомобиль куда опаснее, полеты подчас намного больше пугают бесстрашных рыцарей скорости из мира Больших Призов. Наверное, потому, что на трассе каждый из них отвечает за себя сам, а в самолете их жизнь зависит только от пилота и случая. Иногда счастливого, а иногда и не очень.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" июнь, 2000



Знаете ли Вы что...