Галльский петух поет зорю. Журнал "За рулем", 1992
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Галльский петух поет зорю

Галльский петух поет зорю

Вторая половина 80-х годов стала для формула 1 настоящей «японской эрой». Появившись в 1983 году, моторы «Хонда» уже в следующем сезоне одержали первую победу, а с 1986-го, оттеснив главенствовавших до этого европейцев, безраздельно господствуют в высшей лиге мирового автоспорта. Такое положение не могло, конечно, устроить ведущие европейские заводы. Ведь победы в чемпионате мира — незаменимый рекламный козырь. Они придают фирме облик прогрессивного, динамичного производителя самых современных автомобилей в мире.

В минувшем году у «Хонды» появился, наконец, достойный соперник — французская «Рено». О том, что Япония — Страна восходящего солнца, знает каждый. Но и французы по праву гордятся своим национальным символом — отважным галльским петухом. В полном соответствии с характером этой задиристой птицы бросилась «Рено» в схватку с японцами.
Поначалу успех был явно не на ее стороне. Первые четыре этапа подряд выиграл чемпион мира Айртон Сенна на «Мак-Ларене-Хонда». Такое начало обескуражило почти всех его конкурентов. «Если так пойдет дальше, мне придется взять годичный отпуск!» — жаловался постоянный соперник Сенны Ален Прост из «Феррари». Однако иного мнения придерживались Фрэнк Вильямс, шеф одноименной команды, и глава «Рено-спорт» Патрик Фор. И оказались правы. В середине сезона целых два месяца «Мак-Ларен-Хонда» терпела поражение за поражением. И наоборот, «Вильямс-Рено» за это время выиграл четыре гонки из пяти. И все вдруг заговорили о том, что новая 12-цилиндровая «Хонда», которую считали непобедимым оружием японцев, значительно уступает «десятке» «Рено». «Вильямсы» — самые быстрые машины чемпионата», — признался Сенна. Действительно, в Сильверстоуне английские автомобили с французским «сердцем» показали 338 км/ч. «Мак-ларены» развивали на 13 км/ч меньше.

Французским инженерам во главе с Бернаром Дюдо удалось решить проблему надежности, а именно это было главной слабостью мотора «Рено» в предыдущие два сезона. К тому же последняя модификация, «RS3», появившаяся весной, отличалась завидным качеством — более низким по сравнению с японским конкурентом расходом топлива на максимальном режиме. Это преимущество становится просто неоценимым на наиболее скоростных трассах. Как, например, в Канаде, где более 60 % длины круга моторы гоночных «болидов» работают с полной нагрузкой.

Японцы всерьез обеспокоились. Испытательные заезды на автодроме «Сузука» продолжались разве что не ночью.

На Большой приз в Англию команда «Мак-Ларен» привезла целых пять автомобилей, в то время как все остальные довольствуются максимум двумя запасными. Результаты такой работы не замедлили сказаться — уже в начале августа красно-белые автомобили «похудели» и стали на несколько сил мощнее. И после трехмесячного перерыва Сенне удалось одержать три победы в тренировках, выиграть два Гран-при, дважды быть вторым. По сути это и решило судьбу чемпионского титула: отыграть на последних трех этапах 24 очка у волшебника Сенны — задача из области фантастики.

Итак, победителем в личном зачете стал бразилец Сенна, а в Кубке конструкторов команда «Мак-Ларен» на 14 очков опередила-таки «Вильямс». Однако решающий вклад в эту победу внесли отнюдь не японские моторостроители. Последнее слово в их дуэли с французскими коллегами оказалось за гонщиками. Да, «вильямсы» были не только самыми быстрыми, но и самыми надежными машинами чемпионата. Зато за рулем «Мак-Ларена» сидел Сенна — безусловно самый талантливый гонщик нынешней формулы 1. Было время, когда его считали сорви-головой. Но два года в одной команде с «профессором автогонок» Простом многому научили бразильца: «После того, как я проиграл Алену в 1989-м и чуть не упустил титул в 1990 году, я многое понял. Теперь меня уже не устраивает победа любой ценой. Главное — корона чемпиона мира, а ее можно завоевать, выиграв даже один этап из шестнадцати».

А вот его главному сопернику, Мэнселлу наука, похоже, так и не пошла впрок. Как два, и пять, и десять лет назад, он по-прежнему сломя голову мчался вперед. Дважды — в 1986 и 1987 годах — англичанин упускал победу в чемпионате из-за тактических просчетов. Так случилось и на этот раз. В Канаде на последних кругах дистанции, уже имея почти минутное преимущество, он тем не менее несся вперед так, что установил рекорд круга. А когда до финиша оставалось два километра, отказала коробка передач. Так было потеряно девять очков. Пара подобных ошибок, и чемпионский титул упущен.

И второй гонщик «Вильямса» итальянец Риккардо Патрезе не смог помешать Сенне. Он хоть и самый опытный пилот формулы 1, стартовавший здесь 224 раза, но все же до мастерства бразильского волшебника ему далеко. Так решилась дуэль двух автогигантов — японского и французского.

А что же остальные? К сожалению, прочие команды не смогли составить им конкуренции. Наибольшее разочарование постигло «Феррари». Ни совершенно неудачная «Феррари-642», ни сконструированная в пожарном порядке «643-я» модель не смогли соперничать с лидерами. Вконец расстроенный Прост резко критиковал руководство команды, называя свой автомобиль «телегой». За что и поплатился: владелец концерна ФИАТ, которому принадлежит «Феррари», уволил знаменитого француза, не дожидаясь даже окончания чемпионата,— за длинный язык.

Бесславным оказалось возвращение «Порше». В 1984—1986 годах ее силовые агрегаты принесли «Мак-Ларену» три чемпионские короны и два Кубка конструкторов. На этот раз «эрроузы», снабженные немецким мотором, ни разу не смогли даже закончить гонку. Не оправдал надежд «Тиррел». С 10-цилиндровой «Хондой» Стефано Модена и Сатору Накаджима заняли только 8-е и 15-е места. Никаких лавров не снискал 8-цилиндровый мотор «Форд», установленный на «Бенеттоне». Трехкратный чемпион мира бразилец Нельсон Пике занял в итоге лишь 6-е место. Ничем себя не проявил 10-цилиндровый «Илмор». Эта фирма — новичок Ф1, но в мире автогонок достаточно известна. Именно «Илмор» готовит моторы для автомобилей американской формулы CART. Однако дебют в чемпионате мира был не слишком впечатляющим — всего одно очко. К тому же снабженные этим мотором «марчи» оказались самыми ненадежными машинами сезона — 19 раз они сходили с дистанции по техническим причинам. Что же, еще одна победа японцев? На первый взгляд так. И все же галльский петушок французской «Рено» разбудил Европу. «Ягуар», «Мерседес-Бенц» и «Пежо», кажется, всерьез задумались о формуле 1. К тому же оказался на грани краха чемпионат спортивных автомобилей, и участвовавшие в нем фирмы встали перед дилеммой — переходить в «высшую лигу» или вообще бросить автогонки. Не исключена возможность, что уже в нынешнем году появятся в формуле 1 английские «ягуары», французские «пежо» и немецкие «мерседес-бенцы». Как видим, европейцы всерьез намерены покончить с «японской эрой» в Ф1, но какой будет следующая — французской, немецкой или английской? И согласятся ли с этим в Стране восходящего солнца?



Журнал "За рулем", февраль 1992
Текст: А. Мельник



Знаете ли Вы что...