Ливийская афера: Гран-При Триполи 1933 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Ливийская афера

Ливийская афера

Побед и достижений, приносимых итальянскому дуче на гонках в Италии, казалось мало. Пришла пора, как считал Муссолини, шагнуть из метрополии в колонии. И в этом не было ничего удивительного: благодаря вниманию, оказываемому правящим режимом, автомобильные гонки в Италии превратились из спорта в орудие пропаганды. По решению итальянского правительства в ливийской пустыне недалеко от Триполи была построена скоростная гоночная трасса Меллаха, где в 1933 году состоялись первые крупные международные гонки. Оказалось, что их результат был определен заранее...
Маршал Бальбо, назначенный дуче на пост губернатора Ливии, получил право открывать гонки, учреждать и вручать призы победителям. Во время строительства трассы в Меллахе ему пришло в голову провести по всей Италии лотерею в пользу предстоящих в Триполи автомобильных гонок. Билет стоил всего 7 лир, но оборот этой лотереи достиг нескольких миллионов. По условиям лотереи, число выигрышных билетов равнялось числу гонщиков, которые боролись за обладание "Гран премио ди Триполи". То есть тридцать гонщиков и тридцать выигравших участников лотереи, заранее определенных жребием.
Этих потенциальных счастливчиков доставили на самолетах в Ливию, где они стали почетными гостями автомобильного клуба Триполи. После дня отдыха и великолепного банкета, потенциальных победителей лотереи повезли осматривать автодром, где их ждал еще один сюрприз. Прямо на центральной гостевой трибуне была проведена дополнительная лотерея, в которой каждый из определенных победителей лотереи, опять-таки по жребию, получал билет со стартовым номером "своего" гонщика. Обладатель билета с номером победителя должен был получить фантастический выигрыш в размере 7,5 миллионов лир. В то время это составляло 80 тысяч английских фунтов стерлингов. Но, как оказалось, не все владельцы лотерейных билетов решили уповать на судьбу.
В то время в Триполи находился лесопромышленник из Пизы. Ему посчастливилось вытянуть билет с номером автомобиля Акилле Варци, которого считали главным фаворитом предстоящей гонки. И вот пизанский фабрикант предложил итальянскому гонщику в обязательном порядке выиграть гонку. Не важно как, но выиграть. Варци с трудом удалось заинтересовать в афере своих соперников: Кампари, Борзаккини, Широна и Нуволари. После долгих колебаний они согласились подыграть Варци. Уж больно соблазнительным оказалось предложение: лесопромышленник обещал дать Варци три миллиона, которые тот собирался разделить со своими коллегами, разумеется, при обязательном условии, что они дадут ему возможность выиграть гонку.
Здесь необходимо отметить, что по тем временам это была огромная сумма, так как общий призовой фонд всех соревнований, прошедших на территории Италии в 1932 году, составил 2 миллиона 858 тысяч лир, а наибольшее количество призовых денег, которые достались Варци в 1931 году, составляло всего 340 тысяч лир. Польстившись на такие большие деньги, гонщики согласились подыграть Варци.
Несмотря на 40-градусную жару, маршал Бальбо вырядился в парадный мундир. После небольшой вступительной речи он дал старт.
Вперед сразу вырвались три автомобиля Alfa-Romeo. Первым шел Нуволари, за ним - Борзаккини, а на третьем месте - Кампари и с заметным отставанием - Широн. Не желая форсировать двигатель, Варци держался в середине пелетона, уступив ведущие места своим компаньонам по сделке. На первой половине дистанции всем блестяще удавалось соблюдать заранее согласованную тактику. А потом начались неприятности.
После седьмого круга из-за технических неполадок выходит из гонки Кампари. В другой раз этот темпераментный итальянец устроил бы разнос механикам, а тут он уселся в тенечке, откупорил бутылку кьянти и стал спокойно наблюдать за ходом соревнования.
Теперь на третье место, честно обогнав Варци, вышел сэр Генри Биркин на автомобиле Maserati. После пятнадцати кругов Борзаккини тоже почем-то сошел с трассы, а Широн сбавил скорость. Вдобавок ко всему, на автомобиле главного фаворита гонки начались перебои в работе двигателя, и Варци из-за неисправности в системе зажигания пришлось заехать в боксы к механикам.
На трибуне сидел потный от жары и возбуждения лесоторговец и нервно потирал лоб дрожащей рукой. С перекошенным от досады лицом он ерзал на скамейке, чувствуя, как прямо из рук уплывают вожделенные миллионы. Но настроив зажигание, Варци вновь включился в гонку.
На последнем круге Нуволари, еще больше замедливший темп, все еще опережал его на тридцать секунд, а Варци из-за перебоев в работе двигателя, который не переставал чихать и кашлять, никак не удавалось преодолеть разрыв. Словно прихрамывающая утка, его автомобиль рывками двигался по трассе, а сзади неумолимо приближался Maserati сэра Генри. Казалось, все потеряно.
И вдруг, когда до линии финиша оставалось три сотни метров, Нуволари остановился. Он выскочил из автомобиля и, размахивая руками, начал бегать вокруг него, требуя бензин. К нему быстро подбежали механики с канистрами и заправили почти полный бак (одну канистру пришлось нести обратно в боксы). Только в этот миг его нагнал Варци. К тому времени его автомобиль ехал почти ползком.
Сопровождаемый Нуволари словно почетным эскортом, Варци пересек линию финиша, а третье место честно завоевал сэр Генри Биркин. Еще один участник сговора - Луи Широн закончил гонку с отставанием на целый круг. Варци прошел всю дистанцию со средней скоростью 168,5 км/час, хотя по предварительным расчетам и результатам тренировок, она должна была быть порядка 170-175 км/час.
Вот так была выиграна эта первая в истории автоспорта "заказная" гонка.
Во время награждения победителей никто не обратил внимания на одного, обезумевшего от радости болельщика, который снова и снова хлопал обессилившего Варци по спине. Вечером того же дня трое гонщиков сидели в номере отеля и распивали очередную бутылку шампанского. В тот памятный вечер оно лилось рекой. Варци, Нуволари и Борзаккини предвкушали сладостное отягощение своих банковских счетов миллионами. Миллионами, которые они в порядке исключения приобрели не ценой сумасшедшей, захватывающей дух гонке, просто благодаря медленной езде.
Руководители гонок насторожились, так как было абсолютно ясно, что имело место крупное мошенничество. Международная федерация признанных автоклубов начала было расследование, но так как в этой истории было замешано слишком много гонщиков высшего класса, то дело спустили на тормозах и скандал замяли. Гонщикам просто указали на недопустимость таких штучек в дальнейшем.
Было решено в будущем проводить розыгрыш дополнительной лотереи ровно за десять минут до начала гонки, то есть в тот момент, когда все гонщики уже сидят в автомобилях, готовые сорваться с места. В таких условиях уже никак нельзя было договориться со "своим" гонщиком, и никто из участников гонки не мог знать, кого он облагодетельствует своей победой.
В то время Варци, Нуволари и Широн были довольно состоятельными людьми, а Борзаккини жил на одни призовые. Как потом выяснилось, при дележе наличных денег, полученных от лесоторговца, Широн спросил у Борзаккини, что он собирается делать с такой кучей денег. Борзаккини наклонился к нему и доверительно прошептал: "Я закроюсь в доме, проверю, чтобы никого не было, и пересчитаю их. Потом включу вентилятор и буду танцевать среди летающих тысячелировых банкнот". По злой иронии судьбы, Марио не смог в полной мере насладиться свалившимся на него богатством, он вскоре разбился в Монце.
Смерть незримо, но постоянно присутствовала за спинами гонщиков в самых разных своих проявлениях. Они разбивались и гибли не только на трассах, но и умирали в больницах от ран и нервного перенапряжения. Абсолютно нелепая смерть постигла английского гонщика Генри Биркина. Выступая в Триполи в футболке с короткими рукавами, он обжег локоть о выхлопную трубу, которая проходила в опасной близости от сиденья гонщика, но не обратил на волдырь особого внимания. В рану попала грязь, и у сэра Генри началось заражение крови. Борясь за его жизнь, его старый знакомый доктор Бенджафильд ампутировал Биркину руку, но было уже поздно. Вскоре после гонки в Триполи Генри Биркин умер от общего заражения крови.



Знаете ли Вы что...