Машины, которые они выбирают. Или которые выбриают их
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Машины, которые они выбирают.

Машины, которые они выбирают.

Где-то в начале прошедшего сезона – кажется, на Гран При Австрии – в глаза бросилась любопытная деталь: среди роскошных престижных автомобилей, припаркованных на стоянке у самого входа в паддок под табличками с именами гонщиков и руководителей команд, одна машина выделялась своими скромными размерами и столь же скромным классом.
Выглядело это так. Под табличками с именами Шумахера, Баррикелло и Жана Тодта сияли разными цветами три Alfa Romeo – 166 и GTV. На соседних табличках значилось: Мика Хаккинен, Дэвид Култхард, Рон Деннис, и под ними расположились соответственно Mercedes-Benz ML55 и два люкс-купе CL 600. На местах команды BMW.Williams были припаркованы супермощные BMW M3, М5 и Z8. Чуть ли не целый ряд занимали новейшие родстеры Honda S2000 – средства передвижения представителей Jordan и BAR, в то время как под табличками боссов и гонщиков команды Jaguar сверкали сверхновые Jaguar X-Type. Представители Benetton давили массой, приехав на пусть и не бог весть каких престижных, но больших и солидных минивэнах Renault Espace. "Бесхозная” (по отношению к автомобильным концернам) "конюшня” Minardi была представлена "заряженными” купе Xsara VTS неангажированной в Ф-1 марки Citroen. Главные действующие лица команд Arrows и Prost пожаловали кто на чем горазд, но все на "приличных” европейских и американских машинах. И вдруг, среди всего этого великолепия – новехонькая, вполне достойная во всех отношениях, но никак не связанная с Ф-1, скромная, совершенно не пафосная… Skoda Fabia. Надпись над местом парковки гласила: Кими Райкконен. Смотрелось это особенно удивительно на фоне стоящих рядом автомобилей другого гонщика Sauber, Ника Хайдфельда – Lexus GS 300, и самого босса команды, Петера Заубера – Mercedes-Benz S 320.
Причем, как на беду, Skoda Райкконена стояла как раз с той стороны парковки, которая прилегала к проходу в паддок. И чуть ли не каждый второй, кто шел мимо, разглядывая шикарные авто гонщиков и их боссов, показывал на выглядящую в таком соседстве "бедным родственником” Fabia пальцем и смеялся или пренебрежительно говорил что-нибудь вроде: "А, Райкконен, что с него взять – новичок, юнец. На что-то более солидное пока не тянет”. Новичок этот, однако, на том же Гран При Австрии "потянул” аж на три очка, доказав тем самым, что не машина красит человека, а человек – машину, пусть даже и совсем простенькую.


Истинная причина столь необычного выбора, впрочем, так и осталась неизвестной. Вообще же, выбор машин (как правило, берущихся напрокат или специально предоставляемых автопроизводителем или его дилером), на которых гонщики перемещаются в дни Гран При, хоть и отражает в какой-то мере их собственные вкусы и пристрастия, однако в гораздо большей степени зависит от спонсорского контракта гонщика и рекламно-коммерческих интересов автопроизводителя, который владеет командой или сотрудничает с ней. Проще говоря, гонщиков обычно сажают за руль тех дорожных автомобилей, в рекламе которых они непосредственно задействованы, или же которые в данный момент требуют "раскрутки” вообще.
Этот же принцип главенствует и в выборе машины "на каждый день”. Скажем, оба пилота BMW.Williams являются счастливыми обладателями все тех же BMW M5. А поскольку медленно ездить на такой машине – это то же самое, что стрелять из пушки по воробьям, то Ральфу Шумахеру в Австрии, где он теперь постоянно живет и где максимально разрешенная скорость гораздо ниже, чем в его родной Германии, постоянно приходится общаться с полицией. Причем это общение всякий раз прилично облегчает бумажник Ральфа, поскольку стражи порядка отнюдь не склонны прощать гонщику нарушения, несмотря на его звездный статус. Мол, закон есть закон. Даже если ты и метишь в чемпионы Формулы-1.
Если же команда не имеет прямого отношения ни к какому автопроизводителю и гонщик не связан никакими личными обязательствами подобного рода, то он свободен в выборе, на чем ему ездить. Ну, или почти свободен. Так, тот же Кими Райкконен в минувшем сезоне разъезжал в свободное от Гран При время не только на Skoda, но и на Lexus IS 200. Машина среднего класса, самая скромная из представителей этой марки, но все же уже не "малютка” Fabia. К тому же Lexus Кими не простой, а эксклюзивный, один из всего пятидесяти автомобилей, доработанных в тюнинговом ателье швейцарца Эмиля Фрея (напомним, кстати, что Sauber – команда швейцарская). "Мощность ее мотора увеличена с 155 до 180 л.с., а для трансмиссии подобраны иные передаточные числа, что придало машине более спортивный характер. На данный момент меня это вполне устраивает, однако, когда смогу себе позволить, предпочел бы Ferrari 360 Modena или Lamborghini Diablo”, – пояснял Кими в середине сезона, демонстрируя тем самым, что для новичка у него губа совсем не дура, и, если не считать "австрийского инцидента”, на какой-то малолитражке к нему не подъедешь. Вполне объяснимое желание и весьма прозрачный намек, если учесть, что в те дни стали упорно прочить Райкконену светлое и ближайшее будущее не где-нибудь, а в самой Ferrari. Теперь же, учитывая, что Lexus – один из основных конкурентов Mercedes-Benz на рынке, а Ferrari – главный соперник McLaren в Ф-1, у Кими будет явно другая машина, соответствующая его нынешнему статусу. В то время как его менее удачливый бывший партнер по Sauber, Ник Хайдфельд, остается пока за рулем люкс-внедорожника Lexus RX 300.
Внедорожник – Mercedes AMG ML55 – предпочитает и Мика Хаккинен. Кроме того, у него есть еще и седан E55. "Седан – классический образец автомобиля высокого класса, в то время как у внедорожника – вместительный багажник, который очень хорош для всего того семейного скарба, который теперь приходится повсюду с собой возить. Впрочем, в Монако, где я живу, и где очень узкие улицы, одинаково неудобно пользоваться обоими этими автомобилями. Но на Mercedes M-класса мне доводилось от души погонять и по шоссе, и по бездорожью в процессе рекламных акций, и эта машина меня очень впечатлила”.
Недавний напарник Мики, Дэвид Култхард, предпочитает другие модели той же марки, но не только потому, что выступает за West McLaren Mercedes. "Еще когда я был ребенком, у моего отца всегда были "Мерсы”, так что я, можно сказать, буквально вырос в них, – поясняет он. – А пару лет назад мне на глаза попался родстер 280 SL, сошедший с конвейера как раз в год моего рождения – в 1971-м, и я смутно припоминаю, что в детские годы я буквально балдел от этой машины. Я не удержался, купил это купе, на заводе в Штутгарте его полностью восстановили, и теперь это мой любимый автомобиль. Это один из редких спортивных автомобилей, за рулем которого можно и расслабляться в свое удовольствие, и по-настоящему гонять”. Впрочем, этот раритетный по нынешним временам Mercedes Дэвид старается беречь и в качестве "разъездной” машины использует "скромный” CL600.
Эдди Ирвайн катает себя, любимого, на кабриолете Jaguar XKR. "Один такой у меня дома в Ирландии, другой – в Италии, где я тоже подолгу живу. Я предпочитаю машины с откидным верхом, потому что, когда в них едешь, можно и на девушек смотреть, и себя показать”, – признается Эдди, известный любитель веселой жизни, машин и женщин. Главной же его "любовью” остается Ferrari 288GTO, машина его мечты, которую он приобрел еще даже до прихода в "Скудерию”, заработав деньжат в японской Формуле-3. "Я даже представить себе не могу, что продам ее, – уверяет Эдди. – Это машина с очень сильным характером, машина для бескомпромиссного вождения”. Надо отметить, что "бескомпромиссное вождение” Ferrari на скоростях свыше 200 км/час по дорогам родных краев обходится Ирвайну несравненно дешевле, нежели Ральфу Шумахеру. Как утверждает ирландец, все местные полицейские – его друзья-товарищи, и они, не в пример австрийским коллегам, прощают звезде Ф-1 подобные "шалости”. Также у Эдди имеется немецкий аналог GTO – Porsche 959, однако, по мнению Ирвайна, это весьма разные машины: "Если хотите почувствовать разницу между "немцами” и "итальянцами”, просто сравните эти две машины. Конструктивно они очень похожи, однако характер этих машин очень различается. Porsche – это чисто "водительская” машина, причем чертовски быстрая, однако ей не достает "страстности”, свойственной Ferrari”.
Партнер Эдди по команде, Педро де ла Роса, помимо все того же Jaguar XKR, также владеет Porsche, однако более классической и распространенной моделью – 911. Ездить в обычной жизни на быстрых автомобилях любят и другие гонщики Ф-1. Так, Энрике Бернольди, невзирая на свой пока еще очень скромный послужной список, не поскупился на "бондовский” BMW Z3, а у его куда более опытного коллеги Йоса Ферстаппена сразу три машины, на любой случай и все разных марок – Audi RS4, Mercedes CLK и BMW X5.



У Дженсона же Баттона "крутых тачек” еще больше. В гараже его дома в Монако стоят аж две Ferrari – F355 и 360 Modena, также Porsche 911 и дань корпоративной принадлежности – Renault Espace. Приезжая на родину, он довольствуется всего одной, причем небольшой, скромной на вид машинкой. Но только на вид. Его Renault Clio представляет собой изготовленную в очень ограниченном количестве и очень "горячую” версию V6. "Когда я услышал, что Clio начали выпускать с движком V6, то был заинтригован: какой должна быть столь маленькая машина с таким "зверюгой” под капотом, – рассказывает Баттон, – и решил непременно попробовать ее. Мне нравятся машины с хорошим ходом, легким управлением и быстрым ускорением. Clio V6 именно такой автомобиль – и даже немного больше”.
BMW M5, на котором Дженсон разъезжал в бытность свою пилотом Williams, он подарил своему отцу, но в конце прошлого сезона команда, с которой он связан долговременным контрактом, презентовала ему новенький спортивный M3 стоимостью 40 тыс. фунтов стерлингов. Попытка усидеть сразу на двух командных "стульях”, однако, закончилась для Дженсона плачевно. Гонщик попросил своего друга Брэда Пула отогнать машину, в которой обнаружилась некая вибрация, на сервис, а тот превратил ее в груду металлолома и сам заработал несколько переломов, врезавшись в дерево. "Бог с ней, с машиной, – махнул рукой добрый Баттон. – здоровье моего друга важнее. Я не виню его в этой аварии и желаю ему скорейшего выздоровления”.
Однако самый заядлый коллекционер машин среди гонщиков Ф-1 – Жан Алези. Гвоздь его коллекции – Rolls-Royce Phantom 1932 года с двигателем объемом 7л. Приход в 1991 году в Ferrari пополнил его коллекцию одноименной машиной модели F40, к которой позже присоединились 246 Dino, 550 Maranello и раллийная Lancia Delta Integrale. В числе принадлежащих Алези автомобилей также – Porsche 356, Jaguar S-Type и такой же, как у Хаккинена, Mercedes AMG ML55. И среди всего этого великолепия – маленький, "плюгавенький” Fiat 500 (автомобильчик класса "Оки”)! Который, как это ни удивительно звучит, ветеран Ф-1 просто обожает: "Моя любимая машина? Я люблю их все, но больше всего, пожалуй, две – Rolls и Fiat. Если бы мне пришлось выбирать из всех машин в мире только две, это были бы именно они”.
И кстати, в любви к тому же Fiat 500 признается и сам Шумахер. Конечно, в гараже его швейцарской виллы стоят и "обязательные” Ferrari 550 Maranello, и 360 Modena, которую руководство концерна Fiat подарило ему в прошлом году за чемпионский титул. Конечно, для представительских целей он использует лимузин (от "конкурирующей фирмы”, впрочем) – Mercedes-Benz S 500 и тюнингованный универсал той же компании. И конечно, все свое достаточно большое семейство Михаэль не пытается запихнуть в малютку Fiat 500, а транспортирует в тоже весьма забавном с виду, но вместительном и современном "башмаке” Fiat Multipla. Однако своей любимой машиной называет именно Fiat 500: "Это очень своеобразный автомобиль. Быть может, далеко не самый быстрый в мире, но ездить по дорогам я учился именно на таком, поэтому он навсегда останется для меня особенно дорог”.
Что ж, почему бы человеку, ежегодный доход которого составляет более 50 млн долларов, не позволить подобную экстравагантность?..

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" февраль, 2002



Знаете ли Вы что...