Объединенные гонки F1 и F2
Большая часть «объединенных» гонок, пять из девяти, прошла на старом Нюрбургринге, длина круга на котором в те годы составляла почти 22,8 километра. Именно ввиду огромной протяженности круга организаторы гонки вынуждены были привлекать на старт как можно больше участников. В противном случае, машины растягивались по огромной трассе, и зрители начинали отчаянно скучать – время прохождения круга Северной петли тогда составляло порядка 10 минут, и зачастую зрители по 3-4 минуты вообще не вдели перед собой ни единого болида.
Для того чтобы хоть как-то увеличить число машин, в 1957 году организаторы ГП Германии разрешили участвовать в гонке всем желающим пилотам Формулы-2. Они стартовали позади болидов Ф1 и боролись сразу в двух зачетах, получая очки как в Чемпионате Мира Ф1, так и в собственном зачете. Первый же эксперимент оказался удачным – в гонке приняли участие 15 болидов Ф1 и 9 машин Ф2 – и организаторы ГП Германии впоследствии повторяли его еще четырежды.
По схожим причинам «объединенную» гонку в 1958 году проводили и организаторы ГП Морокко, который проходил на «дорожной» трассе возле Касабланки, длиной 7,6 километров. Кроме вопроса, как теперь сказали бы, пиара – как-никак первый в истории страны этап Чемпионата Мира – организаторы пытались любой ценой привлечь как можно больше участников на свой немаленький «автодром», для повышения зрелищности гонки. Разрешив стартовать и машинам Ф2, они смогли увеличить стартовое поле на шесть машин.
Точно такие же проблемы - огромная трасса и очень мало участников – возникли и в Монце в 1960 году. Всего десять участников Чемпионат Мира Ф1 согласились принять участие в гонке по кольцу длиной в десять километров. В итоге организаторам пришлось в срочном порядке приглашать пилотов, выступающих на машинах Ф2, коих набралось аж семь человек.
А вот годом ранее, на ГП Велкобритании, проходившим на незаслуженно забытом ливерпульском автодроме Эйнтри, сложилась несколько иная ситуация. В дополнение к регулярным участникам Чемпионата Мира Ф1, организаторы гонки пригласили целую толпу местных пилотов, которые принимали участие в гонке как на частных машинах Ф1, так и на автомобилях Ф2. Времена были такие – в те годы в гонках, по большому счету мог принять участие любой желающий на более-менее соответствующей весьма расплывчатому регламенту технике.
Еще одной трассой, принявшей у себя «объединенную» гонку Ф1 и Ф2 стало Монако, но там ситуация была по своему уникальная. Медленная трасса нивелировала скорость машин, поэтому организаторам, по большому счету было все равно, кого допускать на старт. Тем более, что четыре из семи машин Ф2 даже не прошла квалификацию – по правилам того времени, формально основанных на соображениях безопасности, на старт ГП Монако допускались всего 16 машин. Оставшиеся три машины не проехали и двух кругов по улочкам княжества, угодив в большую коллективную аварию.
Справедливости ради, нужно отметить, что объединением в одной гонке машин Формулы-1 и Формулы-2 частенько грешили организаторы, так называемых, внезачетных гонок Чемпионата Мира – гонок, в которых принимали участие болиды Ф1, но результаты которых не шли в зачет Чемпионата Мира – но у них был сугубо коммерческий интерес. Как правило, в подобного рода гонках стартовали не очень много участников Чемпионата Мира Ф1, а зрителям, в общем-то, было все равно на кого смотреть. Потому иногда организаторы внезачетных гонок дополняли стартовое поле машинами Ф2.
Особенно этим «трюком» любили пользоваться именно британцы. Но иногда возникали несколько комические ситуации, когда становилось непонятно, кто был «дополнением», а кто «главной скрипкой» в гонке. Так, например, на внезачетном ГП Испании 1967 года стартовало всего четыре машины Ф1, при «поддержке» четырнадцати болидов Ф2. А в том же году в британском Оултон Парке честь Ф1 и вовсе отстаивали всего три машины, тогда как стартовое поле Ф2 состояло из пятнадцати болидов.
Журнал ProFormula