Счастливая звезда Дэвида Култхарда: Авиакатастрофа DC
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Счастливая звезда Дэвида Култхарда

Счастливая звезда Дэвида Култхарда

Во вторник 2 мая в центральной Франции, неподалеку от Лиона произошла авиакатастрофа, которая едва не стоила жизни Дэвиду Култхарду. Это был обычный чартерный перелет, но да шотландца он чуть не стал последним.
Вместе с невестой Хайди Вичлински и личным тренером Энди Меттьюсом Култхард возвращался из Англии домой в Монте-Карло. После полудня зафрахтованный Дэвидом небольшой реактивный самолет Learjet 35, принадлежавший президенту футбольного клуба Glasgow Rangers Дэвиду Мюррею, вылетел из аэропорта Фарнборо, что всего в пятнадцати минутах езды от штаб-квартиры команды McLaren в Уокинге, и взял курс на Ниццу.
Поначалу все шло нормально, но когда самолет пересек Ла-Манш и углубился в воздушные просторы Франции, один из двигателей отказал и летчики запросили вынужденную посадку в лионском аэропорту «Сатоля». «Второй пилот сообщил нам, что возникли проблемы с двигателем и через десять минут самолет совершит вынужденную посадку в Лионе, - вспоминает те страшные минуты Култхард. - У нас было достаточно времени, чтобы приготовиться». Пассажиры пристегнули ремни и сгруппировались, спрятав голову как и положено при аварийной посадке. Возможно, это спасло им жизнь.



У земли пилоты не смогли удержать поврежденный самолет в горизонтальном положении и зацепили левым крылом посадочную полосу. Lear провернулся на 360° и, ударившись носом о землю, развалился пополам. «Во время приземления разрушился расположенный в крыле топливный бак, и с правой стороны самолета появилось пламя, - продолжает Дэвид. - Когда он наконец остановился, кабина пилотов оказалась оторванной от фюзеляжа. У нас был только один путь к спасению - через пролом в носовой части самолета. Энди прокладывал путь среди обломков и выбрался первым, до земли было три-четыре фута (90-120 см), я последовал за ним, и мы помогли спуститься на землю Хайди. Как только мы оказались в безопасности, я вернулся посмотреть, можно ли как-то помочь пилотам. Но кабина была охвачена огнем, и уже ничего нельзя было сделать». После удара о землю носовая часть самолета разрушилась, и оба британских пилота: 46-легний Дэвид Сандерс и 30-летний Дэн Уорли мгновенно погибли.
«По всей видимости, летчиков убил именно удар о землю, - считает директор аэропорта Жак Баллистон. - Пассажиров же спасло то, что они сумели выбраться из практически не пострадавшей хвостовой части до того, как самолет загорелся. И все-таки это чудо, что они остались живы».
«Я думал, что погибну, - признался Култхард французским спасателям. - Но я лишь повредил ребра, а Хайди и Энди получили по несколько царапин и ушибов. До сих пор мне не верится, что мы остались живы». После оказания первой медицинской помощи пострадавших отправили в центральную больницу Лиона на обследование. Если не считать сильнейшего психологического шока, физические повреждения у всех троих действительно были незначительными, и уже через два часа Дэвид, Хайди и Энди покинули больницу и на машине вернулись в Монако. Повторно сесть в самолет Дэвид и его спутники в этот день не решились.
В тот же день через пресс-службу McLaren Култхард сообщил, что, невзирая на травмы, он примет участие в Гран При Испании. А через 48 часов после авиакатастрофы шотландец впервые рассказал о ней журналистам, зачитав в пресс-центре Каталуньи-Монтмело заранее составленное обращение к прессе, которое начиналось соболезнованиями родным погибших пилотов. «Дэвид - семейный человек, и новость о том, что жена одного из летчиков ждет ребенка, стала для него очень сильным ударом», - заметил в интервью Times Мартин Брандл.
Некоторые считали, что после такой аварии Дэвиду понадобится время для того, чтобы восстановиться психологически. Однако гонщики Гран При хорошо подготовлены к подобным инцидентам как физически, так и морально. Сама профессия приучила их к ежедневному риску. И в Испании Култхард сумел забыть об аварии и полностью сосредоточиться на гонке. Журналисты, которых Дэвид еще в четверг попросил оставить его в покое хотя бы на ближайший уик-энд, почти не досаждали шотландцу, и в пятницу он мог прогуливаться по паддоку с бокалом холодного молока в руке, не опасаясь бестактных вопросов. «Боли после ушибов, полученных во время аварии, мне не мешают», - уверял Култхард, проехав за рулем McLaren 20 кругов и показав 5-е время. Однако после гонки шотландец вылез из машины с перекошенным от боли лицом. «У меня сильно болят ребра. Езда на гоночном автомобиле - не лучший способ лечения, поэтому пока Хайди и Энди поправлялись, мне с каждым днем становилось хуже. Теперь я рассчитываю на несколько дней отпуска», - признался Култхард на послегоночной пресс-конференции в Испании.
В среду 10 мая, через три дня после гонки и через восемь дней после аварии, пресс-служба McLaren распространила коммюнике, в котором говорилось, что при обследовании в госпитале княгини Грейс в Монако у Дэвида были обнаружены трещины в восьмом, девятом и десятом ребрах с правой стороны. Но боли в ребрах, которые во время гонки в Барселоне усиливались с каждым кругом, не помешали Култхарду обогнать всех, кроме своего товарища по McLaren.
Впрочем, в прошлом году Хайнц-Харальд Френтцен с трещиной в колене умудрился выиграть Гран При Франции, так что Култхарду даже в его нынешнем состоянии, есть к чему стремиться. Тем более что после того, как он чудом выжил в ужасной авиакатастрофе в Лионе, уже никто не сомневается, что невезучий Дэвид родился под счастливой звездой.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" июнь, 2000



Знаете ли Вы что...