Трасса Сильверстоун: Серебряный камень
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Серебряный камень

Серебряный камень

Сильверстоун… Своей поистине мировой известностью эта маленькая деревушка, примостившаяся на одном из невысоких английских холмов в пяти километрах к югу от Таучестера, целиком обязана построенной рядом с ней в 1948 году одноименной гоночной трассе. Поклонники автоспорта даже придумали легенду, согласно которой свое название, в переводе означающее «серебряный камень», это место получило именно благодаря автодрому, ставшему одной из самых больших драгоценностей в сокровищнице британского автоспорта. Заметьте, не бриллиант, не жемчужина и не золотая жила, а именно камень. Камень в фундаменте.
В обычное время дорога от Лондона до автодрома занимает около часа. Однако в дни Гран При это же путешествие из-за пробок может растянуться на неопределенный срок: от трех до семи часов, как повезет. А в последние несколько лет даже выезд из британской столицы часов в семь-восемь утра в воскресенье перед гонкой не гарантировал прибытие ко времени старта. Особенно остро проблема пробок встала в памятный своими ливнями гоночный уик-энд 2000 года, когда английский этап неизвестно зачем перенесли на весну. После чего Берни Экклстоун поставил перед владельцами трассы условие: либо они принимают меры по реорганизации автодрома, либо теряют права на проведение Гран При. В результате в январе 2001 года сэр Фрэнк Лоу, президент-основатель крупнейшей в

Великобритании спортивной маркетинговой корпорации Octagon Worldwide (части крупнейшей в мире рекламно-маркетинговой империи IPG), которой принадлежит множество спортивных сооружений по всей Англии, включая знаменитую гоночную трассу «Брэндс-Хэтч», основал компанию Octagon Motorsports. С благословения президента британского клуба автогонщиков (BRDC) сэра Джеки Стюарта Octagon Motorsports получила права на 15-летнюю аренду «Сильверстоуна». Главным условием этого договора были инвестиции Octagon в реконструкцию «Сильверстоуна», общие затраты на которую в соответствии с обнародованным 20 июня 2001 года мастер-планом должны были составить около $120 млн. В прошлом году Octagon уже вложил в реконструкцию автостоянок и подъездных дорог около 1 млн фунтов стерлингов. Однако первая часть мастер-плана, предусматривающая строительство новой четырехполосной 25-мильной дороги, которая, пройдя через Сильверстоун, соединит две крупные автомагистрали M1 и М40, обеспечив таким образом беспрепятственный подъезд к автодрому сразу с двух сторон, будет завершена лишь в июне 2002 года и обойдется примерно в $60 млн: Octagon, BRDC и Берни Экклстоун с FIA инвестируют в этот проект по $20 млн каждый. Похоже, «Серебряный камень» вскоре может стать золотым.


В два раза медленнее Шумахера!





В последние годы «Сильверстоун» больше ругают, чем хвалят. Эту трассу называют безнадежно устаревшей, неудобной для зрителей и участников, приносящей организаторам одни убытки. Дошло до того, что Берни Экклстоун пригрозил вовсе отлучить этот автодром от Формулы-1, как позорящий репутацию ведущей автоспортивной державы мира. Однако в глазах поклонников Ф-1 «Сильверстоун» был и остается легендой. Именно с этим чувством приближались мы к знаменитому автодрому. С чувством, которое не могла омрачить ни отвратительная январская погода, когда дождь и ветер едва не сметали наш крошечный Fiat Punto с дороги, ни нагромождение строительной техники, разворотившей все подъездные пути к трассе. «Сильверстоун» обновляется. Большая стройка уже началась.
Пробившись сквозь «стада» дорожно-строительных «мастодонтов», то и дело перегораживавших нам путь, едва автомобиль свернул на ведущее непосредственно к Сильверстоуну шоссе, мы подъехали к офисам Octagon, где нас уже поджидал директор автодрома Брайан Пэллетт, любезно согласившийся исполнить роль гида в этой экскурсии. Воспользовавшись очередным перерывом в дождях, он предложил сразу приступить к центральному пункту ознакомительной программы и проехать пару кругов по трассе на его 230-сильном Audi Quattro А8. И через пять минут мы уже стояли на поул-позиции легендарного британского автодрома, откуда в разные годы стартовали почти все величайшие пилоты Формулы-1: Кларк, Стюарт, Прост, Сенна, Мэнселл, Шумахер…
«Газ» в пол, и мы стартуем. Холодный английский ветер немилосердно рвет флаги над трибунами и порой заглушает глухой рев мощного немецкого мотора. Это, конечно, не автомобиль Формулы-1, но и не арендованный Fiat Punto, который здесь просто сдуло бы с полотна. Audi держит дорогу как влитой. Подвеска, правда, немного мягковата для гоночной трассы, из-за чего повороты кажутся «глубже», чем они есть на самом деле. Но зато лучше ощущаются боковые перегрузки: впечатление от крутого крена автомобиля в какой-то степени компенсирует разницу в скорости с машиной Формулы-1. Хотя разница эта, конечно, велика.
Разогнавшись по уходящей вниз стартовой прямой до 200 км/ч, немного оттормаживаемся и ныряем в очень скоростной правый поворот Copse — «Роща». Такое название он получил в честь близлежащей рощи Семи деревьев. «Это один из самых быстрых и хитрых поворотов «Сильверстоуна», — объясняет Брайан, — и чтобы пройти этот вираж на пределе, нужно очень хорошо его прочувствовать. Малейшее перетормаживание на входе чревато потерей времени. Здесь нужно постоянно балансировать на грани возможностей, но главная сложность в том, что вход в Copse закрыт стеной с командными мостиками, поэтому если вы войдете в него слишком быстро, свою ошибку поймете только на выходе, когда исправить что-то будет уже почти невозможно. Машины Формулы-1 проходят этот вираж на пятой-шестой передаче на скорости около 250 км/ч. Он чертовски быстр, и на «формуле» здесь лучше держаться подальше от обочины. Стоит вам чуть зацепить бордюр, и машина тут же становится неуправляемой».
Выйдя из «Рощи», мы вновь разгоняемся почти до двух сотен, но тут же тормозим до 80 км/ч перед тройной связкой скоростных поворотов Maggots-Beckets-Chapel (первый из этих поворотов «окрещен» по названию здешнего торфяника, а имя двум другим дали сохранившиеся неподалеку руины Беккетской церкви). На трассах чемпионата мира можно найти еще только одну подобную связку — на японской «Сузуке». Сами по себе три этих поворота не слишком сложны: здесь существует только одна траектория, обгонять практически невозможно. Единственное, что доставляет неудобства — сильная болтанка, когда вас начинает швырять из стороны в сторону с перегрузкой в 2-3g. После чего вы выскакиваете на самую длинную прямую «Сильверстоуна».
Во время Второй мировой войны на месте нынешнего автодрома располагался тренировочный аэродром бомбардировочной авиации королевских BBC Великобритании, а на том месте, где сейчас находится эта прямая, стояли авиационные ангары. Отсюда и ее название — Hangar Straight. Из-за перекинутого через трассу моста и значительного перепада высот прямая протяженностью 738 метров не кажется такой уж длинной, но относительно быстрый выход из Chapel позволяет развивать приличные скорости. Наш Quattro переваливает за 200-километровую отметку, взлетает наверх и… перед глазами вырастает отбойник.
«Это Stowe, — спокойно констатирует Брайан, — именно здесь три года назад на первом круге гонки разбился Шумахер». В этом месте особенно наглядна разница между видом сквозь лобовое стекло автомобиля и экраном телевизора. Не говоря об ощущениях, разумеется. Помню, когда в 99-м в пресс-центре «Сильверстоуна» я смотрел по телевизору аварию Михаэля, казалось, что прежде чем удариться об отбойник, он преодолел просто гигантскую зону безопасности. Но когда ты сам сидишь в машине, на скорости за 200 км/ч влетающей на подъем к Stowe, и видишь прямо впереди по курсу вырастающие из-под земли отбойники, понимаешь, как же на самом деле близко они находятся от трассы.
Короткую прямую Vale («Долина») и медленный левый поворот следом мы не замечаем, поскольку все еще находимся под впечатлением Stowe (это имя носит знаменитое местное учебное заведение). В чувство нас приводит лишь сумасшедшая боковая перегрузка на разгоне в Club (по названию резиденции Королевского автомобильного клуба, что расположена в Лондоне на улице Пэлл-Мэлл), после чего Audi вылетает на безымянную прямую, связывающую Club с Abbey.
«Именно здесь по первоначальному проекту должен был с 2003 года располагаться стартовый городок, — замечает Брайан. — Однако сегодня планы уже изменились. Сначала мы хотели построить между Bridge и Woodcote новый 1,5-километровый участок трассы для того, чтобы гонки стали более зрелищными и появилось еще несколько мест для обгонов, а также перенести на эту прямую весь стартовый комплекс с новыми боксами, паддоком и пресс-центром на 700 мест. Но затем, взвесив все «за» и «против», решили все-таки не трогать конфигурацию трассы и ограничиться лишь обновлением инфраструктуры. Пока, правда, работы начаты лишь на дорогах вокруг автодрома. К британскому Гран При этого года их реконструкция должна быть закончена, и лишь затем мы возьмемся за гоночное кольцо. Надеюсь, в 2003 году «Сильверстоун» вновь станет одним из самых современных автодромов мира. При этом трасса практически сохранит свой привычный вид, стартовый комплекс останется на прежнем месте, но будет полностью перестроен. Как только Гран При Великобритании-2002 завершится, старые боксы будут разрушены и на их месте начнется возведение нового здания, которое будет включать в себя новые гаражи, современный пресс-центр, административные офисы и гостевую зону. Кроме того, будет возведено несколько новых трибун, ведь некоторым из ныне существующих уже по 30-40 лет».
Поворот Abbey назван в честь расположенного неподалеку старинного Лаффилдского аббатства. До середины 90-х это был довольно скоростной левый вираж, но затем на его апексе выросла «эска», и теперь автомобили Ф-1 не разгоняются здесь быстрее 130 км/ч. Наша же Quattro с трудом удерживается в нем на скорости 60 км/ч и, тучно переваливаясь с боку на бок, выскакивает на прямую Farm — ту самую, где 13 мая 1950 года в присутствии короля Георга VI, королевы Елизаветы и еще 100 000 зрителей был дан старт первой гонки в истории чемпионатов мира Ф-1. Стартовый городок на «фермерской» прямой просуществовал, правда, всего несколько лет и в 1952 году был перенесен на северную прямую трассы, где располагается и по сей день. Участок кольца от Abbey до последнего поворота Woodcote (названного по местоположению отделения Королевского автоклуба графства Суррей) вообще менялся чаще и значительнее всех остальных виражей «Сильверстоуна».
Началось все в 1975 году, когда после массового завала на ГП Великобритании-73 Woodcote — один из самых скоростных поворотов Формулы-1 — «притормозили» медленной S-образной связкой. Последняя, впрочем, не помешала Кеке Росбергу на Williams с турбо-мотором Honda десятью годами позже установить в «Сильверстоуне» абсолютный рекорд Ф-1 по средней скорости на круге: 258,983 км/ч. Напуганные организаторы весной 1987 года вновь перестроили «эску», за счет чего скорости на круге упали примерно на 3 км/ч. Однако это были еще цветочки по сравнению с теми изменениями, что изуродовали «Сильверстоун» в 1991 году, когда на месте «эски» выросла связка из четырех медленных поворотов: Bridge («Мост») — Priory («Монастырь) — Brooklands (название знаменитого в прошлом британского автодрома) — Luffield, враз увеличившая время прохождения круга почти на 10 секунд.
Рекорд круга современного «Сильверстоуна» установил Михаэль Шумахер во время квалификации британского Гран При 2001 года: 1:20’447. Сделал он это на Ferrari F2001. Брайан Пэллетт на Audi Quattro А8 прошел ту же дистанцию за 2’53.42. В два с лишним раза медленнее. Однако темп, поверьте, вовсе не показался нам прогулочным. И лишь свернув на пит-лейн, мы смогли, наконец, перевести дух. «Кстати, — улыбнулся Брайан, когда мы уже медленно катили к боксам, — знаете, где в Англии самые большие штрафы за нарушения правил дорожного движения? В «Сильверстоуне»! Если во время соревнований вам взбредет в голову прокатиться по пит-лейн в обратную сторону, это обойдется вам в 50 000 фунтов».


В сердце британского автоспорта


Из действующих автодромов «Сильверстоун», бесспорно, самый известный и почитаемый в Англии. Недаром британцы окрестили его «Домом британского автоспорта». Но если «Сильверстоун» — это «дом», то его командный пункт — одновременно и мозг, и сердце. Комната управления гонкой — святая святых любой трассы. В дни соревнований она охраняется не хуже самого секретного военного объекта, и вход сюда заказан не только посторонним, но и большинству участников соревнований. Но сегодня гонок нет, и Брайан любезно открывает перед нами «запретные» двери.
В «Сильверстоуне» комната управления гонкой находится на втором этаже в ближнем к началу пит-лейн торце здания боксов. Это «святилище» представляет собой небольшой зал, южную стену которого занимает «иконостас» из телевизионных экранов. Что-то вроде большой диспетчерской, позволяющей следить за всеми событиями на гоночной трассе. Или, скорее, режиссерской, откуда незримые и могущественные главные судьи могут влиять на эти события и даже вершить судьбы Гран При. Как это произошло, например, в 1998 году, когда Шумахера отправили на штрафную остановку в боксах уже после финиша гонки…
«Камеры рейс-контроля установлены во всех поворотах трассы, всего их 28, — уточняет Брайан. — И картинка с каждой записывается на свой видеомагнитофон. За три дня Гран При на пленку записывается в общей сложности около 500 часов видео. Именно отсюда судьи следят за ходом заездов и управляют действиями судей, пожарных и медиков при авариях и других внештатных ситуациях».
Этажом выше расположены офисы FOM, «спецслужбы» Экклстоуна и кабинет президента FIA Мосли, из окна которого открывается великолепный вид на пит-лейн и стартовую прямую. На том же «высоком уровне» находится пресс-центр, а под ним — боксы команд, построенные еще в 1975 году. И хотя в 1988 году гаражный комплекс «Сильверстоуна» был существенно модернизирован, что обошлось организаторам в 1 млн фунтов стерлингов (из 44 боксов сделали 39 более широких гаражей и возвели новый пресс-центр), сегодня вся инфраструктура «Сильверстоуна» уже безнадежно устарела и доживает последние дни.


Помощь всегда рядом



Следующая остановка в нашем путешествии по автодрому — его медицинский центр. После упоминавшегося выше завала из 20 машин на ГП Великобритании-73, в котором сломал ногу Андреа де Адамич, автодромы Формулы-1 стали в обязательном порядке оснащаться стационарными медицинскими центрами. Медцентр «Сильверстоуна» является одним из лучших отделений «скорой помощи» всего графства Нортгемптоншир. Во время Гран При тут работает в общей сложности около 50 высококвалифицированных врачей. «Здесь также существует свой маленький командный пункт, — объясняет Брайан, — небольшая комната, где стоят несколько мониторов, на которые в случае аварии выводят картинку с места происшествия, чтобы в медицинском центре могли оценить ситуацию. Ведь все три дня Гран При вокруг трассы дежурит три десятка машин «скорой помощи» и полторы сотни медицинских бригад. Координировать их работу — задача не из легких… Дальше по коридору расположены перевязочная, кафетерий, палаты для публики и гонщиков, рентгеновский кабинет, несколько операционных и ожоговый центр со специальной ванной, оборудованной системой регуляции температуры тела пострадавшего. Как правило, в этом медицинском центре оказывается только первая помощь и, при необходимости, делаются срочные операции, после чего пострадавших отправляют на вертолете (вертолетная площадка расположена прямо у входа) в клинику. Впрочем, здесь же оборудован и небольшой стационар на 15 коек».

Золотой век «Серебряного камня»
Отдельное место в жизни автодрома занимают его многочисленные гоночные школы и тренировочные центры, на которых зиждется не только светлое будущее британского автоспорта, но и сегодняшнее финансовое благополучие самого «Сильверстоуна».
«Помимо трассы Гран При со всеми ее ответвлениями, у нас есть три тренировочных кольца: небольшая «треугольная» шоссейно-кольцевая трасса (кольцо Stowe), кольцо для ралли-спринта, позволяющее проводить синхронные гонки — очень зрелищный вид автоспорта, а также трасса для внедорожников. Плюс стоящий всего в нескольких метрах от моего дома крытый картодром Daytona Karting — наверное, самое загруженное гоночное кольцо «Сильверстоуна», — продолжает свой рассказ Брайан.
Впрочем, и большие гоночные трассы пустуют редко. Чтобы представить, какой ажиотаж творится здесь в выходные дни при хорошей погоде, достаточно заглянуть в один из гигантских ангаров, стоящих в районе поворота Chapel и битком забитых всевозможными машинами: от «формулы-Ford 1600″ до спортивных Lotus. Признаться, такого количества первоклассной гоночной техники (здесь находилось около полутора сотен различных автомобилей) в одном гараже лично мне видеть еще не приходилось.

Но это, как говорится, для продвинутой публики. «Мы проводим около 60 000 часов занятий в год, — улыбается Брайан. — Нет отбоя и от простых любителей, которые просто хотят прокатиться по «Сильверстоуну». Так что даже в отсутствие гонок автодром работает с максимальной нагрузкой». Еще бы, ведь заплатив всего 125 фунтов стерлингов, любой болельщик после небольшого инструктажа может прокатиться по трассе Гран При на специально подготовленном Peugeot 306 GTi6.
Последние годы подобным развлечениям в «Сильверстоуне» Octagon уделяет все больше внимания. Запланированная же на ближайшие два года генеральная реконструкция, по мнению президента BRDC сэра Джеки Стюарта, и вовсе станет «революционным шагом вперед в развитии британского автоспорта». Знаменитый автодром все больше и больше превращается из гоночной трассы в крупнейший в Англии спортивно-развлекательный комплекс.
Что же до легенды о происхождении названия «Сильверстоун», на поверку она оказалась досужим вымыслом. На самом деле имя деревушки на поросших лесом холмах Нортгемптоншира произошло много веков назад от слова silverstone, что на староанглийском языке значит «лесистая местность». Но в любом случае, одним лишь легендарным прошлым в современном мире не проживешь. И хозяева знаменитой трассы не забывают об этом. Так что золотой век в истории «Серебряного камня», возможно, только начинается.

Владимир Маккавеев, Вадим Устинов

Журнал "Формула-1" апрель, 2002



Знаете ли Вы что...