Контракт Хайнца-Харальда Френтцена: Скандал века
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Скандал века

Скандал века

"Контракт нужен для того, чтобы облегчить взаимоотношения. Или… осложнить их”.
Хайнц-Харальд Френтцен


Ясный, по-летнему теплый и солнечный воскресный день в немецком Нюрбурге начинался вполне обыденно. Еще позевывая журналисты по обыкновению вяло заполняли пресс-центр и натыкались по дороге на приколотый к доске информации листок, в котором Jordan извещала представителей средств массовой информации о продлении контракта с вице-чемпионом мира 1997 года немцем Хайнцем-Харальдом Френтценом, который останется в команде еще как минимум на один сезон. Таким образом, после двух месяцев активных спекуляций был положен конец слухам о переходе немца в 2002 году в Toyota. Однако, как выяснилось позже, это был вовсе не конец, а начало – начало пока что самого громкого скандала в мире Формулы-1 в ХХI веке.


Друзья становятся врагами: хроника скандала


По странному стечению обстоятельств именно в Нюрбурге, всего через пару часов после опубликования этого пресс-релиза и было посажено зернышко, из которого в течение всего нескольких недель выросло то самое дерево, засыпавшее яблоками раздора чуть ли не половину королевства Формулы-1.
24 июня, воскресенье. В Германии Хайнц-Харальд проводит не лучший свой Гран При. Провалив старт, немец почти всю гонку болтается где-то на границе первой десятки, а за девятнадцать кругов до финиша и вовсе вылетает с трассы из-за отказа антипробуксовочной системы. Вернувшись в паддок, расстроенный Френтцен начинает ругать АПС и старт-контроль, заявляя, что именно он стал причиной неудачного старта и гонки. Последнее несколько покоробило инженеров. Дело в том, что еще до Нюрбурга, в Испании и Австрии у немца были проблемы со стартом, и он каждый раз на чем свет стоит клял автоматическую систему старта, но в команде уверены, что по крайней мере однажды, на Каталунье, проблемы на старте были вызваны не отказом машины, а ошибкой самого немца.
1 июля, воскресенье. В Маньи-Куре Хайнц-Харальд вновь оказывается не на высоте. Во время гоночного уик-энда Эдди Джордан сталкивается в паддоке с Жаном Алези, когда-то выигравшим в его команде международный чемпионат Ф-3000. После двух очковых финишей в Монако и Канаде француз затеял разборки с Аленом Простом, который из-за финансовых проблем никак не может заплатить Жану $2 млн, причитающихся французу за этот сезон. При встрече Алези намекает своему старому приятелю Эдди, что он был бы не прочь вообще сменить команду, если ему подвернется шанс пересесть за руль более быстрой машины.
15 июля, воскресенье. После многообещающей квалификации на домашней трассе в Сильверстоуне пилоты Jordan вновь не зарабатывают ни одного очка: Ярно Трулли сталкивается с Дэвидом Култхардом в первом повороте, а Френтцен финиширует лишь седьмым и жалуется журналистам, что его снова подвел старт-контроль, а из-за нехватки прижимной силы и недостаточной поворачиваемости ему никак не удавалось обогнать Sauber Хайдфельда.
Примерно через полтора часа после финиша Френтцен и Эдди Джордан встречаются в моторхоуме Jordan, чтобы обсудить проблемы, возникшие между командой и гонщиком в последние месяцы. Зная манеру общения и вспыльчивый характер Эдди, с достаточной долей вероятности можно предположить, что Джордан, которому уже осточертело нытье Хайнца по поводу "проблем с машиной”, не стеснялся при этом в выражениях. В качестве воспитательной меры Эдди для начала отстраняет немца от ближайших тестов в Монце и заявляет, что его место там займет Рикардо Зонта.
Почти в то же время, правда, в более низких тонах, в моторхоуме Prost Алези беседует с Профессором. Жан требует денег и угрожает немедленным уходом, но Ален резонно замечает ему, что он не может уйти, поскольку связан с командой контрактом до конца сезона. Прост даже хочет начать обсуждение нового контракта Жана на 2002 год. Однако Алези тем же вечером отправляется в Jordan и заявляет Эдди, что готов присоединиться к его команде, как только будет свободен от обязательств перед Аленом.
16 июля, понедельник. Едва вернувшись в родной Авиньон, Алези получает по факсу письмо от адвоката Проста, в котором Жана отчитывают за критику, которой он подверг команду после Гран При Франции и извещают о том, что в наказание он не получит своих денег до конца этого сезона. "Это письмо мне очень не понравилось, и я решил уйти”, – признается позже француз, несколько дней спустя заявивший в разговоре с Джорданом, что он уже по горло сыт Простом и готов покинуть команду хоть завтра.
В Сильверстоуне же тем временем все больше нарастает напряжение по отношению к Френтцену. Инженеры Jordan проанализировали данные телеметрии с машины немца и вопреки словам Хайнца не обнаружили никаких неполадок в работе старт-контроля.
17 июля, вторник. Зонта занимает место Френтцена в кокпите Jordan в Монце, а в немецких газетах появляются первые слухи о возможном увольнении Хайнца-Харальда. Джордан пересылает менеджерам Френтцена на Ибицу составленный инженерами анализ данных телеметрии с машины Френтцена, который полностью опровергает жалобы немца. Алези тем временем начинает консультации с юристами, комиссии по признанию контрактов по поводу ликвидации своего договора с Prost.
20 июля, пятница. Адвокаты Эдди Джордана отправляют Френтцену в Монако факс с извещением о немедленном разрыве контракта между Jordan и немцем. Френтцен приходит в бешенство.
24 июля, вторник. Алези так и не удается пока до конца разобраться со своим контрактом с Prost, и француз заявляет Джордану, что он не сможет выступить за его команду в Хоккенхайме. К тому же сам Эдди уже начинает понимать, как не вовремя он заварил кашу с Френтценом. На носу Гран При Германии, у команды есть крупный немецкий спонсор (Deutsche Post) и увольнение из "конюшни” немецкого гонщика накануне его домашнего Гран При выглядит форменным безумием. Не сумев заполучить Алези, Эдди отправляет Френтцену очередной факс, на этот раз с предложением вернуться в команду на одну гонку, но оскорбленный немец отказывается и заявляет, что теперь он увидится с Джорданом только в суде. Хайнц намеревается предъявить своему бывшему шефу иск на 13 миллионов фунтов стерлингов.
25 июля, среда. Френтцен несколько удивлен, что Jordan до сих пор не объявил о расторжении контракта с ним, и в девять часов утра первым делает заявление о своем отчислении из команды на собственном Web-сайте в сети Internet: "Вследствие неожиданного разрыва моего контракта с Jordan Grand Prix Limited я, вероятно, не буду выступать в Хоккенхайме в этот уик-энд…” Через три часа Джордан, окончательно лишившийся надежд на возвращение Френтцена на Гран При Германии, выпускает собственное коммюнике, в котором уведомляет общественность о разрыве контракта с Френтценом (срок его действия истечет лишь в конце 2002 года) "из-за слабых выступлений немца в гонках этого сезона”. Jordan сообщает, что место немца в Хоккенхайме займет тест-пилот команды бразилец Рикардо Зонта.
26 июля, четверг. Отец Френтцена Харальд Френтцен в интервью газете The Sun обвиняет Jordan в саботаже по отношению к автомобилю его сына.
27 июля, пятница. Рикардо Зонта занимает на Гран При Германии место в машине Френтцена. Разъяренные немецкие болельщики посылают Джордану с трибун Хоккенхаймринга "дружеские” приветствия: "F**k off Eddie”, "Я ненавижу тебя, Эдди Джордан”, "Убирайся домой, ирландская крыса”. Даже члены его команды в частных беседах не могут удержаться от критики своего босса.

28 июля, суббота. Итальянская Gazzetta Dello Sport первой высказывает предположение, что Алези в скором времени заменит в Jordan Френтцена. Прост в шоке от того, что эта новость, наконец, стала достоянием общественности.
29 июля, воскресенье. Алези приносит Prost четвертое очко в этом сезоне и после гонки, общаясь с французскими журналистами, намекает им, что скоро их ждет "большая новость”. После этого спекуляции о переходе Жана в Jordan разгораются с новой силой.
31 июля, вторник. Джордан и Прост продолжают блефовать. Эдди утверждает, что они с Френтценом просто разошлись во мнениях по некоторым вопросам и решили расстаться, при этом ирландец не подтверждает, но и не опровергает слухов о приглашении Алези. Прост же продолжает настаивать на том, что Жан принадлежит его команде до конца сезона.
На самом же деле все – судьба Алези и даже в какой-то степени судьба Jordan – теперь в руках Алена. Если Прост выплатит Жану причитающиеся ему $2 млн, комиссия подтвердит его контракт и француз волей-неволей останется в Prost, а Эдди окажется у разбитого корыта.
1 августа, среда. Ален Прост так и не нашел денег, чтобы оплатить контракт Алези и комиссия по просьбе Жана признает, что теперь его соглашение с Prost уже не имеет законной силы.
2 августа, четверг. Алези приезжает в штаб-квартиру Jordan в Сильверстоуне и впервые фотографируется в желтом комбинезоне британской команды. Его менеджер Марио Мийакава в это время договаривается с Простом о переходе Жана в Jordan.
8 августа, среда. Jordan объявляет, что в оставшихся пяти гонках сезона за команду будет выступать Алези, контракт которого с Prost аннулирован. Алену не остается ничего другого, как пригласить на место Жана Френтцена.
13 августа, понедельник. В Сильверстоуне Алези наконец садится за руль Jordan и проводит короткую обкатку машины. Полноценные тесты запрещены FIA вплоть до Гран При Венгрии.

16–17 августа, четверг-пятница. На венгерском Гран При Френтцен и Алези впервые появляются на публике в цветах своих новых команд. Но оба предпочитают не распространяться по поводу конфликтов со своими прежними "конюшнями”.
Увы, вопреки ожиданиям, Гран При Венгрии так и не дал окончательного ответа на вопрос: кто же все-таки выиграл от этого скандала? Алези, вернувшийся под крыло к старому другу Эдди, но навек рассорившийся при этом со своим добрым приятелем Аленом, с которым они когда-то вместе выступали в Ferrari?


Джордан, выгнавший из своей команды самого успешного гонщика в ее истории и получивший взамен ветерана, который двенадцать лет назад выиграл для него чемпионский титул в Формуле-3000, но сегодня уже вряд ли способен выступать на прежнем уровне? Как ни странно, но в более выигрышной ситуации, по крайней мере, на первый взгляд, оказались как раз жертвы "скандала века” Френтцен и Прост. Француз хоть и лишился своего лучшего гонщика, теперь не будет грызть себе ногти, размышляя, где бы достать денег, чтобы оплатить, прямо скажем, чересчур завышенный контракт Жана. Немец же, похоже, действительно может вытрясти из своего бывшего хозяина неустойку в 13 миллионов фунтов стерлингов (а это более трех его годовых зарплат в Jordan). Да и будущее Френтцена не столь уж плачевно – у Хайнца еще есть время, чтобы подыскать себе достойную команду на следующий сезон (например, Toyota). На худой конец, он вcегда может остаться в Prost. Ведь после прошлогоднего провала французская команда медленно, но верно начала подниматься наверх, в то время, как Jordan сейчас, наоборот, с каждым месяцем опускается все ниже.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" октябрь, 2001



Знаете ли Вы что...