«Скорая помощь» Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

«Скорая помощь» Ф-1

«Скорая помощь» Ф-1

Каждый раз, когда двадцать два автомобиля Формулы-1 срываются со своих мест и лавиной устремляются к первому повороту, позади них "стартует” еще одна машина: серебристый легковой автомобиль медицинской службы FIA. После рева и мощи "формул” кажется, что это самая медленная "скорая помощь” на свете. И не удивительно! "Мы стояли позади пелотона. Огни светофора погасли, и через секунду, посмотрев вперед, я уже ничего не увидел. Чтоб мне провалиться! Они просто исчезли…” – описывал свои впечатления британский журналист Мэтт Бишоп, которому однажды посчастливилось наблюдать старт гонки с заднего сиденья медицинской машины.
Между тем автомобиль, в котором глава медицинской службы Формулы-1 профессор Сид Уоткинс в сопровождении официального анестезиолога FIA Гэри Хэртштейна и одного из местных врачей дежурят во время тренировок, квалификаций и гонок каждого этапа чемпионата мира, представляет собой ультрасовременный Mercedes-Benz AMG 55, под капотом которого скрывается 5,5-литровый двигатель мощностью около 400 л.с., способный развивать скорость свыше 250 км/ч. "В нашем деле нужно быть человеком, помешанным на скорости, – шутит Сид Уоткинс. – Иначе не высидишь дольше одного круга!”



А эта "скорая” действительно быстра, тем более, что управляет ею бразилец Алекс Рибейру, в 1976–1979 годах принимавший участие в 20 Гран При Ф-1. "Алекс очень интеллигентный и спокойный, отличный пилот, умеющий верно предугадывать любые ситуации. Идеальный парень для этой работы”, – говорит о нем Уоткинс. "Сид – один из лучших врачей мира, – отвечает комплиментом на комплимент Алекс. – И ему нужен водитель, который был бы максимально быстр, поскольку, если что-то случается, он должен как можно скорее попасть на место аварии. Мне нравится водить медицинский автомобиль. Думаю, со мной Сид чувствует себя в безопасности”. Двигатель этого автомобиля должен постоянно работать на холостом ходу. Детали всех опасных инцидентов передаются "главврачу” Ф-1 по радио, и если вывешивается красный флаг, сообщающий об остановке соревнований, медицинская машина немедленно выезжает на трассу. "Когда со мной Сид или другой врач, я всегда стараюсь не выходить за пределы разумного риска. Выжимаю из машины процентов 95 ее возможностей. Зато в четверг у меня есть полчаса тренировки, когда я могу выжать из машины максимум и почувствовать предел ее и своих возможностей”. Гоночные замашки Алекса порой приводят к вылетам с трассы, а то и к ударам об отбойник. Как это случилось, например, год назад во время инспекции кольца перед субботней тренировкой Гран При Монако, когда бразилец не удержал Mercedes в "Бюро дю Табак” и тот воткнулся своей серебряной щекой в рельс безопасности. "Это было ужасно, хвала богу, хоть Сид не пострадал”, – не скрывал облегчения оконфузившийся Алекс. Но нет худа без добра. Ибо в перерывах между заездами, тренируясь и инспектируя трассу, за уик-энд Алекс наматывает в общей сложности около сорока кругов, что помогает как следует изучить трассу и подготовиться к ситуациям, когда от быстроты его автомобиля зависит чья-то жизнь.
В значительной мере именно скорости Алекса, способностям и опыту Сида чемпионат мира обязан своей безопасностью.
Уоткинс спас жизнь и оказал квалифицированную первую помощь многим пилотам. Именно благодаря его усилиям воскресные гонки в последнее время оказываются самым спокойным для профессора временем за весь уик-энд: сиди себе в машине да слушай радиопереговоры. Куда больше сил отнимает подготовка к Гран При.
За день до того, как ревущие "формулы” начнут наматывать первые круги, Сид инспектирует местные больницы, сотрудничающие с дирекцией соревнований. В разговоре с ответственным лицом, корректирующим работу врачей автодрома, окончательно уточняется план действий в экстренных ситуациях. Разумеется, проверяется готовность медицинского центра самой трассы. "В любом таком центре дежурят хирурги, сведущие в области повреждений конечностей, грудной клетки, брюшной полости, – объясняет Сид. – А еще есть классные анестезиологи и реаниматоры”.
Столь многочисленная армия специалистов способна мгновенно выехать в любую точку автодрома. Еще более оперативно могут среагировать медицинские работники, которые дежурят на постах, разбросанных по всей длине кольца. "На каждой трассе обязательно присутствует две, а на длинных – даже три специально натренированных команды спасателей, по шесть человек в каждой, отвечающие только за извлечение гонщика вместе с сиденьем из автомобиля. Десять оснащенных постоянной радиосвязью и всем необходимым медицинским оборудованием автомобилей "скорой помощи” с опытными врачами и анестезиологами разбросаны вокруг всей трассы. Плюс два спасательных вертолета для эвакуации пострадавших в больницы…” – перечисляет свой арсенал Сид.
В пятницу утром, до начала первой тренировки Уоткинс вновь проверяет готовность своих коллег. Временами ему приходится нелегко. Если в Гран При Великобритании обычно задействовано около 35 врачей, то в Монако их число доходит до сотни. "Наиболее слаженно медицинская служба работает в Германии, – рассказывает профессор. – Ну а с Монцей зачастую возникают проблемы. Там всегда находятся желающие испытать ваши нервы на прочность”.
Если услуги Сида не понадобились во время уик-энда, он отбывает домой в понедельник. Но при необходимости профессор может и задержаться. Когда Хаккинен попал в тяжелейшую аварию на тренировке перед Большим Призом Австралии 1995 года, Сидней оставался в Королевском госпитале Аделаиды до тех пор, пока состояние финна не перестало вызывать опасения. Чемпиона мира 1998–99 годов вряд ли звали бы Мика Хаккинен, не прими профессор ноябрьским утром 1995-го единственно правильного решения – сделать трахеотомию получившему перелом основания черепа финну. Гонщик не мог дышать из-за залившей ему горло крови, и тогда врачи прокололи ему трахею и вставили дыхательную трубку. "Мне невероятно повезло, что тогда рядом оказался Сид. Я никогда не смогу отблагодарить его за все, что он сделал для меня”, – говорит Хаккинен.


Впрочем, роль председателя медицинской комиссии не ограничивается только лишь собственно врачебной практикой. Ни одно серьезное изменение регламента , не говоря уже о требованиях к безопасности автомобилей Формулы-1, не проходит мимо Уоткинса. Именно он определяет, позволяют ли физические кондиции пилота участвовать ему в Гран При. В таких случаях, как возвращение не до конца восстановившегося после травмы Михаэля Шумахера в гонки, профессорское слово исключительно ценно. Вердикт доктора определил ход схватки двух гигантских концернов – немецко-американского DaimlerСhrysler и итальянского FIAT – за право использовать в рекламных кампаниях победу в самом престижном автогоночном чемпионате. Разменявший восьмой десяток Сид не спасовал перед такой ответственностью! Да и что она значит перед ответственностью за жизни людей!

Игорь Постнов, Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" май, 2001



Знаете ли Вы что...