Убийство по контракту
Так или иначе, но в первые минуты после финиша ГП Австрии ситуация была накалена до предела. Трибуны улюлюкали. А на главных героев разыгравшейся трагикомедии просто страшно было взглянуть. Лицо Рубенса Баррикелло, которого Михаэль Шумахер буквально втолкнул на высшую ступень пьедестала, судорожно дергалось, как у человека, с трудом сдерживающего рыдания. Михаэль же и вовсе утирал одну скупую мужскую слезу за другой. Неясно было лишь, кого ему жаль — своего партнера или себя самого, оказавшегося в положении, которое иначе как дурацким не назовешь.
Зачем им это нужно?
Незадолго до ГП Австрии Джеки Стюарт, рассуждая о «затянувшемся» триумфе Шумахера, высказал «крамольную» мысль: все равно нельзя объять необъятное, так что Михаэлю надо вовремя уйти — пока его безоговорочное лидерство не пошатнется. Мол, что еще нужно человеку, заработавшему такую уйму побед, рекордов и денег, чтобы спокойно и достойно встретить старость?
А в самом деле, чего еще не хватает Михаэлю Шумахеру, что заставляет при всех его «чинах и регалиях» продолжать рваться к одной победе за другой? Если говорить о настоящих победах, то тут все ясно: на то он и гонщик высочайшего класса, чтобы стремиться к ним любой ценой. Но если цена явно сомнительная, тогда как? Ради чего идти на неспортивные победы? Например, ради очередного рекорда — пятого чемпионского титула, который поставит его в один ряд с великим Фанхио, а потом и шестого, чтобы превзойти уже всех и вся. Или же ради пустячка, почти каприза — победить, наконец, на последней из 17 трасс чемпионата, которая до сих пор ему «не давалась». И ведь, что интересно, и на этот раз не далась бы, если бы не трюк, предпринятый Ferrari. Но даже если самому Михаэлю все эти рекорды особенно не нужны, Ferrari они нужны однозначно.
И в этой связи возникает закономерный вопрос: так ли уж виноват в случившемся непосредственно Шумахер? Эдди Ирвайн, знающий ситуацию в Ferrari не понаслышке, считает, что нет, не виноват, поскольку руки Михаэля связаны контрактом в той же мере, что и руки Баррикелло. Тут уместнее говорить о личной ответственности не за конкретный неспортивный финиш, а изначально за подписание контракта, диктующего соответствующие условия гонщику.
И собственно, именно это признал в первые же секунды пресс-конференции после ГП Австрии и Рубенс Баррикелло, встреченный, тем не менее, журналистами самой настоящей овацией: «Трудно ли мне было подчиниться такому приказу, отданному за считанные метры до финиша? Собственно, у меня ведь уже есть подобный опыт, так что это не стало чем-то особенным… Меня попросили это сделать, и я подчинился, поскольку таково решение команды. Я ведь только что подписал очередной контракт на два года и должен уважать его условия».
Другими словами, Рубенс открыто подтвердил наличие в контракте пункта, обязывающего его пропускать вперед Шумахера в случае принятия руководством команды такого решения. Это же подтвердил и Шумахер, встреченный представителями СМИ, в отличие от Баррикелло, продолжительным неодобрительным гулом и свистом: «Мог ли я ослушаться приказа из боксов? Я, конечно, размышлял над этим, потому и говорил, что надеюсь, что такого приказа не будет. Но у нас, в отличие от тех, кто наблюдает за гонкой со стороны, нет времени на обсуждение решений, когда они поступают на последних метрах — остается только им подчиняться. Хотя на финише можно было видеть, что когда Рубенс притормозил, я притормозил тоже, но тогда он замедлил движение еще сильнее. Будь моя воля повернуть все вспять, я бы это сделал, но, увы, это не в моих силах».
Я спросил Шумахера, собирается ли он вернуть победу Рубенсу? «Не думаю, что Рубенс нуждается в том, чтобы я вернул ему долг, — ответил Михаэль. — Если он будет продолжать ездить так, как сейчас, то рано или поздно будет выигрывать и без моей помощи. Но будьте уверены, что если даже и не будет, то долг я непременно верну. Полагаю, в прошлом году в Сузуке такой шанс уже был, но гонка сложилась так, что это стало невозможным».
Деньги не пахнут
Но что же, в таком случае, движет Ferrari в этой выглядящей уже чуть ли не патологической погоне за победами? Ответ банальный: деньги. Но не просто деньги, а те огромные деньги, которые команда получает за свой беспрецедентный успех.
«Приказ, так или иначе, исходил от высшего руководства Ferrari — объяснялся Шумахер, тщательно обдумывая и взвешивая каждое свое слово, чтобы не сказать «лишнего». — Самый главный в Ferrari — г-н Монтеземоло, за ним следует г-н Тодт и т.д. Кто именно принял конкретное решение, не знаю, но уж поверьте, команда вкладывает огромные деньги в единственную цель — победу в чемпионате, и представьте, как глупо мы будем выглядеть, если по итогам чемпионата нам немного не хватит очков? Слишком большие вовлечены в это деньги, слишком велики наши обязательства перед спонсорами. Возможно, им не слишком понравится финал этой гонки, но еще больше не понравится, если мы проиграем чемпионат».
Шумахеру, разумеется, тут же задали вопрос: «Неужели в Ferrari не понимают, что благодаря подобному фарсу команда выглядит еще глупее?»
«Отнюдь, — ответил Михаэль уже с явным оттенком раздражения. — Разве в конце прошлого чемпионата кто-то вспомнил об аналогичной прошлогодней ситуации здесь же? Нет, все были единодушны в том, что команда отлично поработала. Это была всего лишь одна гонка из семнадцати».
Игра в поддавки
Стоит, однако, вспомнить, что когда в прошлом году здесь же, в Австрии, точно так же на последних метрах Баррикелло «посторонился», пропустив вперед Шумахера, ситуация все же была другой. Во-первых, тогда на кону стояло лишь второе место, а не победа, цена которой значительно выше не только в очковом выражении, но главным образом (по крайней мере для Баррикелло) в морально-психологическом плане.
Во-вторых, тогда и в чемпионате была совершенно иная ситуация. В тот момент Шумахеру реально наступал на пятки Култхард: немец выехал на трассу «А1″, имея 36 очков, а у шотландца было 28. Если бы они финишировали соответственно третьим и первым, то соотношение стало бы уже критическим — 40 и 38 очков, и тут действительно можно говорить об оправданности финишной «перестановки». Теперь же у Шумахера 54 очка, а у его ближайшего соперника, Монтои, всего 27, то есть вдвое меньше (перед ГП Австрии было, соответственно, 44 и 23). Сам Хуан-Пабло, кстати, так прокомментировал ситуацию: «Не понимаю, почему они в такой ситуации так волнуются из-за лишней пары-другой очков?»
В-третьих, даже в прошлом году отобранные у Баррикелло два очка в конечном счете оказались Шумахеру совершенно ненужными, поскольку сезон он закончил с более чем солидным преимуществом над Култхардом в 58 очков! В то время как Баррикелло от Култхарда отделяли лишь девять очков. Те самые два очка тоже не позволили бы ему победить Култхарда в борьбе за вице-чемпионское звание, но значительно увеличили бы его шансы на это и при удачном стечении обстоятельств как раз могли оказаться решающими. Да, это дела давно минувших дней, но ведь в этом сезоне все может сложиться точно так же.
Это подтверждает и сам Шумахер: «Да, в прошлом году чемпионат давался мне значительно труднее, чем в этом, и я некоторым образом имел отношение к принятию того решения, но в этом году я не видел такой необходимости, поэтому и сказал накануне, что не ожидаю подобной командной тактики. Так что решение команды стало для меня совершенно неожиданным».
Но тут же следует высказывание, уникальное по своему прямодушию и цинизму: «Проблема в том, что Рубенсу отчаянно не везло с начала сезона, поэтому теперь очковая ситуация такова, что играет на руку мне, а не ему. Была бы ситуация иная, не думаю, что команда приняла бы такое решение. Но я уверен, что если Рубенс будет продолжать гоняться так же, как он это сделал сегодня, то у него будет еще множество возможностей для побед. Стоя на пьедестале, я сказал ему, что надеюсь, что уже скоро судьба чемпионата будет решена, и вот тогда мы сможем устроить настоящие гонки, и он сможет одержать много побед!»
Вопросы без ответов
Выходит, что сейчас гонки — не настоящие, «понарошку»?!
Другой вопрос: случайно ли обстоятельства для настойчивого бразильца в этом сезоне складывались так неудачно? В Малайзии случается редчайшее для Ferrari явление — взрывается мотор на его машине, в Бразилии неожиданно отказывает гидравлика, в Испании на старте вдруг ломается хваленая коробка передач…
Наконец — заключительный фрагмент пресс-конференции после гонки без каких-либо комментариев.
Вопрос: «Михаэль, разве это спорт? Разве в этом цель автогонок?»
В ответ — молчание.
Вопрос: «Михаэль, вы хотите выиграть чемпионат как лучший гонщик, или как гонщик, имеющий лучший контракт?
Молчание.
Вопрос: «Вы, все трое говорите о том, что подобная командная тактика нормальна, поскольку это командный спорт. Тогда зачем же существует личный зачет?»
Молчание.
Борис Мурадов
Журнал "Формула-1" июнь, 2002