Газотурбинный двигатель Pratt&Whitney для Формулы-1
Газотурбинный двигатель Pratt&Whitney для Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Газотурбинный двигатель Ф-1

Газотурбинный двигатель Ф-1

Альберт Эйнштейн любил повторять, что порой следует предпринимать самые невероятные эксперименты – ибо они могут преподнести совершенно неожиданный результат. Сам Эйнштейн играл на скрипке перед орхидеями – этот эксперимент результатов не принес вовсе.
Колин Чепмен был в мире автогонок ничуть не меньшим гением, чем открыватель теории относительности – в физике. Но иногда и у него случались промахи. Одним из таких стал Lotus 56B, оснащенный газотурбинным мотором Pratt&Whitney. В 1967 году в Indy 500 едва не победил гонщик на автомобиле Парнелли Джонса, оснащенном таким силовым агрегатом – и Колин решил, что игра с турбиной стоит свеч.






Компания Pratt&Whitney, основанная Фрэнсисом Праттом и Эймосом Уитни в 1860 году, и по сей день поставляет свою продукцию на авиазаводы (как военные, так и гражданские). Среди ее клиентов – Boeing, Airbus, McDonnel Douglas и даже российский ИЛ.
Для гонок специалисты Pratt&Whitney подготовили весьма компактный агрегат, взяв за основу вертолетный мотор. Его мощность удалось поднять выше отметки в 500 л. с. Полноприводный (!) Lotus 56B очень понравился Джиму Кларку, но шотландец погиб вскоре после первых испытаний новой машины. Еще одна трагедия произошла уже на тренировках в Индианаполисе – за рулем «гоночной турбины» разбился Майк Спенс. Тем не менее, Lotus выставила три автомобиля на гонку, стартовавший с поула Джо Леонард уверенно мчался к победе, но за несколько кругов до финиша сошел из-за рассыпавшегося подшипника.
Почувствовав растущую угрозу, устроители «500 миль» запретили дальнейшее участие в гонке газотурбинных машин, но Чепмен решил испробовать свое творение в гонках Ф1. Однако все те преимущества, которые давала на американских овалах турбина, на классических европейских трассах обернулись весомыми недостатками. В турбине газ, сгорая, крутил крыльчатки, которые не только передавали вращение на колеса, но и подавали в рабочую камеру новое топливо. Это позволяло развивать высокую мощность, но… Автомобиль не мог тормозить двигателем, расход газа приближался к 100 л/100 км, а на нажатие педали акселератора машина реагировала с запозданием в несколько секунд.
Даже на самой скоростной трассе Ф1 – в Монце – Эмерсон Фиттипальди проходил круги на Lotus 56B на 2,5-3 секунды медленнее лидеров гонки 1971 года. «Турбина» не нравилась никому из пилотов команды, поэтому от ее использования быстро отказались, вернувшись в старым, добрым Cosworth DFV.

По информации "F1news.ru"



Знаете ли Вы что...