Эсмонд Сил анализирует пит-стоп Фанхио на Гран-При Великобритании 1951 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Пит-стоп Формулы-1 в 1951г.

Пит-стоп Формулы-1 в 1951г.

Правило о том, что гоночные автомобили могут обслуживаться только в специально отведенных местах впервые было введено на Гран При Автоклуба Франции в 1906 году и действует до наших дней. До 1924 года разрешалось включать в экипаж механика, и лишь ему и гонщику разрешалось обслуживать автомобиль. На протяжении следующих пяти лет разрешалась помощь только одного механика, но начиная с 1930 года их число было доведено до двух-трех человек. Теперь гонщик во время остановки мог оставаться в машине.
Несмотря на все прежние ограничения, немало замечательной сноровки было продемонстрировано механиками при пит-стопах, однако до настоящего времени никто не пытался проанализировать каждый аспект остановки в боксах. По этой причине Эсмонд Сил решил проанализировать пит-стоп Хуана Мануэля Фанхио на британском Гран При в Сильверстоуне 14 июля 1951 года. Для этого пит-стоп был заснят на пленку с самого начала и до самого конца, без остановки камеры. Пленка была отснята с частотой 24 кадра в секунду. Позднее стало возможным, замерив физическую длину пленки, определить время всей остановки и каждой ее операции в отдельности.
Было отснято 69 футов пленки, что равняется временному интервалу в 44,9 секунды - от того момента, когда передние колеса остановились и до того, когда они снова сорвались с места. Время, затраченное на каждую стадию пит-стопа, составило:
Подъем задней оси с помощью домкрата
-
2,7 с
Снятие левого колеса
-
5,9 с
Установка нового левого колеса
-
14,0 с
Всего затрачено времени на замену левого колеса
-
19,9 с
Снятие правого колеса
-
8,3 с
Установка правого колеса
-
13,9 с
Всего затрачено времени на замену правого колеса
-
22,2 с
Снятие автомобиля с домкрата
-
6,0 с
Заливка топлива в бак
-
38,0 с
Вставка и снятие шланга заправщика
-
5,9 с
Запуск двигателя
-
5,3 с

Следует признать, что общее затраченное время заметно хуже лучших результатов в истории пит-стопов. Например, команде Mercedes-Benz требовалось всего лишь 28-35 секунд для замены всех четырех колес и заливки 75 галлонов топлива!
Интересно отметить, что топливо попадает в бак Alfa Romeo со скоростью 1,35 гал/сек, в то время, как довоенные автомобили заправлялись со скоростью 5 гал/сек. К тому же, после того как колеса были заменены и убран домкрат, остановка продолжалась еще около 6 секунд. Вполне может быть, что размер внутреннего трубопровода, соединяющего три разделенных бензобака внутри Alfa Romeo 159, связан со скоростью заправки. 

Минус 2,8 с
Автомобиль №2 на Гран При Великобритании (Alfa Romeo, Хуан Мануэль Фанхио) отчаянно тормозит, чтобы остановиться передними колесами на одной линии с флагом, который держит пит-менеджер (бывший гонщик) Гидотти. Альдо Занарди стоит рядом. В правой руке он держит огнетушитель, а в левой шланг заправщика. За ним стоит Анжело Марчини с быстродействующим домкратом.
Минус 0,8 с
Автомобиль медленно катится. Марчини уже подбежал сзади с домкратом. Занарди накрывает выхлопные трубы. Тем временем, Карло Барбони появляется с бутылкой питьевой воды для Фанхио в одной руке и с покрывалом для защиты гонщика от разливающегося топлива в другой. Покрывало он набрасывает на плечи Фанхио.
0 с
Фанхио остановил машину. Занарди вставляет шланг. Барбони уложил покрывало и передает бутылку Фанхио. Марчини установил домкрат. Многое уже сделано до того, как колеса остановились.
2 с
Занарди начинает заправку правой рукой. Марчини налегает на домкрат. Барбони вынимает молоток из кармана.
2,7 с
Барбони делает первый из девяти ударов по гайке Рудж-Уитуорт на левом колесе. Занарди достает тряпку из кармана.
4,7 с
Фанхио передает свои грязные очки Гидотти. Барбони сделал четвертый удар по гайке на левом колесе. Марчини закончил работу с домкратом и сделал первый удар по гайке на правом колесе.
8,6 с
Барбони снял левое колесо. Занарди тряпкой протирает ветровой экран.
11,3 с
Гидотти забирает у Фанхио бутылку с водой и передает ему новую пару очков.
12 с
Марчини снял правое колесо. Он отстал от Барбони на 3,4 секунды.
13,9 с
Марчини и Барбони возвращаются из помещения боксов с новыми колесами. Барбони теряет время, так как ему нужно оббежать хвост автомобиля. Доктор инженерии Сата подходит с правой стороны кадра для технической консультации с Фанхио.
16 с
Оба задних колеса надеваются на ступицы. Занарди до сих пор протирает экран и одновременно заливает топливо. Фанхио надевает новые очки на голову, но не опускает их на глаза.
20,6 с
Барбони закрутил гайку и делает первый удар, чтобы закрепить ее.
22,6 с
Барбони закрепил свое колесо четырьмя ударами.
23,4 с
Барбони отталкивает Гидотти и бежит в боксы за электрическим стартером.
24,3 с
Барбони, закончив работу с молотком, откидывает его в сторону.
25,9 с
Барбони берет электрический стартер. Марчини направляется к домкрату.
31,9 с
Марчини начинает опускать автомобиль на землю. Барбони говорит: "Осторожно, я вставляю стартер".
35 с
Марчини готовится снять покрывало с гонщика и выхлопных труб. Барбони ждет момент, когда подача топлива будет отключена, чтобы запустить двигатель.
40 с
Занарди прекращает подачу топлива.
40,6 с
Марчини снимает покрывало с гонщика и выхлопных труб. Фанхио сигнализирует Барбони и тот запускает стартер.
43,9 с
Занарди вынимает шланг и закрывает крышку бака. Фанхио опускает очки на глаза.
45,9 с
Барбони отпрыгивает в сторону, когда двигатель возвращается к жизни и автомобиль начинает движение.
47,2 с
Фанхио оборачивается и смотрит на заднее колесо, чтобы проконтролировать пробуксовку во время выезда из боксов в гонку на втором месте.
48,6 с
Фанхио на трассе. Он двигается немного левее черных следов на асфальте, оставленных Фариной после предыдущего пит-стопа.



Знаете ли Вы что...