Пятый элемент Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Пятый элемент

Пятый элемент

Гонщик, шасси, двигатель, шины – вот что чаще всего перечисляют, когда команда выигрывает Гран При. Но есть еще один, пятый элемент, без которого победы в Формуле-1 невозможны, – компьютерное обеспечение.

"Сегодня Формула-1 – продукт в той же степени виртуальный, что и материальный. В современной машине Ф-1 практически все либо изначально разрабатывается, либо окончательно доводится (в плане улучшения показателей или повышения надежности) исключительно с помощью компьютеров. Компьютерное моделирование дает возможность оценить различные идеи и конструкции, не прибегая к длительному и трудоемкому процессу их материального воплощения и испытаний”, – эти слова принадлежат не кому иному, как Гевину Фишеру, главному конструктору команды Williams.
"Моторы сегодня более не зависят от того, чего "хочет” правая нога гонщика. Ныне каждый оборот, каждая миллисекунда их работы программируется и контролируется компьютерами”, – это констатируют инженеры-мотористы той же команды.
Конечно, не все так буквально. Гений конструкторов шасси и моторов, не говоря уже о мастерстве гонщика, тоже по-прежнему "кое-что” значит. Но факт остается фактом: без компьютеров и программного обеспечения сегодня в Формуле-1 как человеку без воды – "и не туды, и не сюды”. Поэтому когда пару лет назад компьютерный гигант из Хьюстона (у них там, в Техасе, как известно, все большое) Compaq стал главным спонсором команды BMW.Williams, сменив в этой роли привычного табачного производителя, это никого особенно не удивило. Тем более что за большим логотипом на бортах машин скрываются теперь не просто большие спонсорские деньги, а еще и совершенно конкретная и необходимая команде техническая поддержка в виде самого современного компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Фирменная стратегия компании Compaq NonStopТМ предоставляет клиентам возможность "всегда быть в действии”, и в переводе на язык Формулы-1 это означает возможность принятия решений в режиме реального времени посредством наисовременнейших интернет-технологий. Гоняется ли машина в Южной Америке, Австралии или Монте-Карло, инженеры на трассе и на базах в Великобритании и Германии получают "живые” телеметрические данные круг за кругом, благодаря чему они могут постоянно вносить соответствующие корректировки в программы, позволяющие улучшить результат. "В гонках Гран При инженеры должны быть способны принять моментальные решения в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций. Требуется также очень выносливая система, способная выдерживать жесткие условия трассы. Используя сочетание мобильных и серверных технологий на базе Windows NT, команда BMW.Williams получает надежную и портативную систему для анализа и эффективной корректировки характеристик своих машин на трассе в режиме реального времени”, – поясняет Ричард Керран, технический директор проекта Compaq для BMW.Williams.
Кроме того, этот проект обеспечивает технологическую платформу для конструирования будущих машин.
Сегодняшние автомобили Формулы-1 не слишком отличаются от тех, которые выезжали на трассы Гран При десять лет назад – все те же, в принципе, четыре колеса, два крыла, те же самые механические узлы, разве что усовершенствованные и сделанные из новых материалов. Другое дело – компьютерное оснащение: оно претерпело гигантское развитие – незаметное, быть может, на глаз, но революционное по сути.
Те же десять лет назад машину, заехавшую в боксы, подключали кабелем к компьютеру (который обслуживал только эту машину и не мог "общаться” с другими компьютерами команды), чтобы скачать данные объемом около четверти мегабайта по двум десяткам каналов. На это уходило около 15 минут, в течение которых всем оставалось только ждать. Сейчас всего за 5–10 секунд скачиваются данные объемом в тридцать раз большим, чем раньше, и еще через 30 секунд эта информация оказывается в распоряжении заводских специалистов, в каком бы месте земного шара ни находилась в этот момент машина. Телеметрия по работе одного лишь двигателя поступает на дисплей почти по 100 каналам – в такой "паутине” немудрено и проглядеть что-то! – и видеть ее могут одновременно сколько угодно специалистов и в боксах, и около них, и на заводе, каждый на своем компьютере, подключенном к общей командной сети. Причем данные поступают с несущейся по трассе машины беспрерывно уже без всяких проводов, а также "сбрасываются” при очередном проезде мимо боксов.
10 лет назад заводской компьютер имел жесткий диск с объемом памяти 1 гигабайт, а теперь только в боксах четыре компьютера с памятью по 40 гигабайт каждый. И если раньше приходилось стирать старые файлы, чтобы освободить место для новых, то теперь места для записи и хранения информации – просто "завались”.
Раньше, если инженеру требовалась дополнительная консультация с заводскими специалистами, приходилось бежать чуть ли не на другой конец автодрома, чтобы позвонить по обычному телефону. Теперь же он вольготно сидит, забросив ноги на стол, перед своим лэп-топом и по "мобильнику” обсуждает с коллегой на заводе то, что могут видеть на дисплеях одновременно оба. Причем сидеть он может где угодно – хоть в глубине и прохладе командного трейлера, хоть на жарком в прямом и переносном смысле командном мостике на пит-лейн, используя инфракрасный канал связи.
Так что теперь каждый Гран При Формулы-1 – это уже соревнование не только пилотов, шасси, моторов и шин, но еще и компьютеров и программного обеспечения. Другими словами, хочешь быть быстрым на трассе – будь для начала быстрым в информационных технологиях.

Борис Мурадов

Журнал "Формула-1" сентябрь, 2001



Знаете ли Вы что...