Тормоза Формулы-1
На первый взгляд, тормоза на автомобиле Ф-1 работают так же, как и на обычной дорожной машине: поршеньки прижимают накладки к диску и колесо тормозится. На этом, однако, сходство и заканчивается. В "больших гонках” в конструкции тормозных механизмов применяют углеродные материалы, отличающиеся повышенной теплостойкостью. А вот суппорты, по требованию технического регламента, изготавливаются из алюминия, при этом число поршеньков не должно превышать шести.
Протереть до дыр...
В зависимости от трассы и скорости износ тормозных дисков может превысить 30 % за гонку.
Тормозные диски:
На старте: 28 мм (максимум)
На финише: 20-21 мм
Накладки:
износ гораздо меньше, около 3 мм
Максимально допустимый диаметр дисков - 278 мм
Балансировка
Вы, возможно, слышали, что пилоты во время гонки изменяют баланс тормозов. Но как и зачем они это делают?
При ускорении нагрузка на задние колеса возрастает, при торможении - наоборот, часть весовой нагрузки перераспределяется на передние колеса. Чтобы компенсировать смещение весовой нагрузки, тормозной баланс (распределение усилия между контурами передних и задних колес) устанавливается в соотношении 60% к 40%. Износ шин и тормозных дисков приводит к необходимости корректировать баланс тормозов в течение гонки.
Работать с искоркой
После того как двигатель и аэродинамика сделали свое дело, разогнав автомобиль и прижав его к земле, наступает очередь тормозов. И вся огромная энергия, накопленная машиной, воспринимается тормозами и рассеивается в виде тепла. Хотя подобных экспериментов и не проводилось, но энергии, выделяющейся при торможении автомобиля в конце скоростной прямой, достаточно, чтобы лампочка в 100 Вт горела в течение 6 часов!
Журнал "Формула-1" 11/2001