Гонщик Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Не царское это дело

Не царское это дело

Хорошо известно, что при тщательном изучении истории можно узнать немало интересных подробностей о давно минувших событиях. Вот одна из них - в испанском Гран При Формулы-1 1974 года должен был стартовать нынешний глава Грузинского царского дома князь Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский.
Герой этого повествования родился 22 февраля 1944 года в Риме, однако вскоре его семья - лишившаяся к тому моменту всякого политического влияния, но сохранившая финансовую состоятельность - перебралась в более спокойную Испанию, поэтому во всех документах молодого отпрыска называли принцем Хорхе де Багратионом, испанцем. В гонках он участвовал с конца 50-х. Поначалу выступал на двух колесах, а в 1963 году пересел на четыре. Однако еще на протяжении четырех лет все ограничивалось национальными ралли и гонками по подъему на холм. Первых успехов, которые можно хотя бы с натяжкой назвать громкими, Хорхе добился лишь в 1967 году, когда за рулем Lancia Fulvia стал вице-чемпионом Испании по ралли и финишировал вторым в «Инаугурационной гонке» на трассе «Харама».
Следующий сезон де Багратион в составе команды Calvo Sotelo провел в европейском чемпионате Ф-2. И хотя в большинстве гонок его результаты не выдерживали никакой критики - принц или вовсе не проходил квалификацию, или отставал от победителя на десяток кругов, - все там же, в Хараме, де Багратион финишировал шестым. Трасса близ Мадрида вообще стала любимой для пилота - именно здесь он добивался неплохих результатов, например, на Brabham ВТ21 стал вторым призером гонки Ф-3. Поэтому неудивительно, что Calvo Sotelo решила заявить Хорхе и его напарника, испанца Алекса Солер-Ройга, на испанский Гран При Формулы-1 1968 года, который также должен был пройти в Хараме. Но заявку отклонили - пилоты собирались выступать на Lola Т100 - машинах Ф-2, которые и в своем-то классе были далеко не сильнейшими, а в гонке чемпионата мира наверняка просто бы провалились.



Де Багратион продолжал с переменным успехом выступать в самых разных европейских гонках. Можно, например, упомянуть пятое место в европейском «кузовном» чемпионате 1969 года, «серебряный» финиш в «6 часах Харамы» следующего года и несколько титулов чемпиона Испании в разных гоночных дисциплинах. В конце 1970 года принц отправился в Южную Америку, где в паре с будущим вице-чемпионом Ф-1 Карлосом Рейтеманном финишировал шестым в «200 милях Буэнос-Айреса», а затем, выиграв одну гонку, занял второе место по итогам четырехэтапного первенства Бразилии для спортивных машин (чемпионом стал Эмерсон Фиттипальди).
Этот список средних выступлений в гонках средней руки можно продолжать и дальше, но, пожалуй, особого смысла в этом нет. Так что обратимся сразу к событиям 1974 года, когда 30-летний герой этого повествования решился-таки дебютировать в Формуле-1. Трудно сказать, что подвигло де Багратиона на такой шаг, ведь после 1968 года он выступал исключительно на машинах с закрытыми колесами. Быть может, сказалось то обстоятельство, что его давний напарник Солер-Ройг в начале 70-х шесть раз стартовал в гонках чемпионата мира. Так или иначе, за две недели до испанского Гран При 1974 года (который должен был состояться, разумеется, в Хараме) Хорхе представил журналистам недавно купленный им Surtees TS16, который значился в заявочных списках гонки под стартовым номером 29. Однако самое интересное произошло чуть позже.
Примерно через неделю после описанных событий компания El Corte Ingles, на спонсорскую поддержку которой де Багратион рассчитывал, отказала ему в деньгах. Это событие, хотя и не слишком приятное, тем не менее, не поставило крест на планах Хорхе, поскольку у принца был и второй спонсор - нефтяная компания Calvo Sotelo. Через несколько дней финансовый вопрос был окончательно урегулирован, но тут де Багратиона ждал еще один удар.

Судьбе было угодно, чтобы именно в эти дни состоялись выборы президента испанской автофедерации. Старый президент не смог удержать свой пост и, покидая кабинет, забрал все бумаги из ящиков стола. Где-то среди этой стопки затерялся и предварительный стартовый лист Гран При. Организаторам гонки пришлось в спешке составлять дубликат, а поскольку информация о финансовых проблемах у принца появилась именно в этот момент, его не стали включать в новую заявку. На том и закончился поход де Багратиона в Формулу-1.
Надо сказать, Хорхе более или менее достойно справился с ударом судьбы - пропустив сезон-75, в следующем году он вернулся к той дисциплине, с которой когда-то начинал - ралли. И записал в свой актив два титула чемпиона Испании. Гоночную карьеру титулованный спортсмен завершил в 1982 году. А 13 лет спустя его имя вновь появилось на страницах газет - наследник престола впервые посетил родину своих предков. Будущее - не прошлое, о нем нельзя говорить уверенно. Однако, быть может, несостоявшийся пилот Формулы-1 еще успеет стать царем Грузии. Главное - наладить хорошие отношения со спонсорами и не потерять в самый неподходящий момент какую-нибудь важную бумагу.

Семья Багратион-Мухранских во главе с князем Георгием Александровичем покинула Советский Союз в начале 30-х годов, грузинским князьям помог Максим Горький. В 1942 году съезд представителей грузинских эмигрантских организаций в Риме признал князя Ираклия Георгиевича законным претендентом на престол единой Грузии. Положение князя Ираклия и его семьи закрепил брак с испанской инфантой Марией Мерседес де Бурбон-и-Бавьер, племянницей короля Испании Альфонса XIII. Главой Грузинского царского дома был признан князь Георгий Александрович, после его смерти в 1957 году - князь Ираклий Георгиевич. После кончины Ираклия Георгиевича в 1977 году Грузинский царский дом возглавил князь Георгий Ираклиевич Багратион-Мухранский.
Первый брак был заключен с испанской аристократкой Мари де лас Мерседес Сорноза-и-Понсе де Леон, второй - с Нурией Лопес. Дети Георгия Ираклиевича от обоих браков - князь Ираклий (1972), князь Давид (1976), князь Уго (Гурам, 1985) и княжна Мария-Антуанетта (1969) - в настоящее время живут с отцом в Испании.

Александр Кабановский

Журнал "Формула-1", сентябрь 2003г.



Знаете ли Вы что...