Ники Лауда: Ностальгия по прошлому
Ники Лауда (ч.2): Любитель трудностей
- В чем, на ваш взгляд, коренное отличие сегодняшних Гран При от тех, в которых в свое время участвовали вы?
- С одной стороны, разница очень несущественная. Главное осталось прежним - соревноваться и побеждать.
С другой стороны, антипробуксовочная система, система старта, прочие "автоматы” - все это дерьмо, от которого следует отказаться, весьма изменило требования к гонщику Формулы-1. Что сегодня делают пилоты? Просто жмут на "газ” и обеими руками крутят рулевое колесо... Скука смертная в сравнении с тем, что приходилось делать нам в свое время. Мы вкалывали за рулем куда больше. В Монако мы переключали передачи так часто, что даже мозоли на руках натирали. Стоило перепутать передачу, и тебя могли обойти.
Теперь же, с автоматической трансмиссией, ты уже просто не можешь перепутать передачу. Главное сегодня - извлечь лучшее из компьютеров, программ, распечаток...
- Так что же, долой все нововведения, весь технический и технологический прогресс и - назад, в "каменный век” автогонок, когда решающим фактором было мастерство гонщика?
- Нет, конечно, я не призываю к таким радикальным мерам. Во-первых, хоть гонщикам теперь и значительно легче управлять машиной, но все же без таланта и мастерства в Формуле-1 по-прежнему делать нечего. Во всяком случае, успеха не достигнешь. И никакая электроника не поможет.
Во-вторых, собственно в развитии техники и технологий нет ничего плохого. Это примерно то же, что и, скажем, с телевизорами: на смену черно-белым пришли цветные, экраны стали значительно больше, изображение лучше, появились новые функции, а все кнопки сосредоточены на пульте дистанционного управления, но суть все равно осталась прежней, и все смотрят телевизор так же, как и двадцать, и сорок лет назад. Более того, никто не захочет вновь без пульта крутить ручки.
И лично я, например, исходя из моего стиля пилотирования, с удовольствием побаловался бы с компьютерными программами - просто раньше я просчитывал все собственными мозгами. Теперь помогает компьютер.
- Звучит, как ностальгия по участию в гонках...
- Упаси бог! В свое время я и так уже умудрился войти в одну и ту же воду дважды! Было бы полным безумием пытаться сделать это еще и третий раз, даже будь я моложе! Да нет, подобное даже в голову мне не приходит, я рассуждал чисто умозрительно.
- И все же вы, например, в очередной раз собираетесь гоняться на Ferrari на "Фестивале скорости" в Гудвуде (гонки ветеранов и ныне действующих гонщиков на машинах прежних лет. - Прим. авт.). Неужели только в целях рекламы или все же и для души? И кстати, нынешний владелец этой Ferrari, барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон - ваш друг?
- Нет, я даже не знаком с этим самым Мейсоном и понятия не имел, чья это машина, пока не услышал от вас. Спасибо за информацию! Надеюсь, он не использовал этот автомобиль в качестве барабана.
Что же касается целей участия в фестивале, то нет, душа здесь совсем ни при чем. Никакого удовольствия. Скорее, что-то вроде почетной обязанности. Когда я сажусь за руль гоночной Ferrari или Jaguar E-type, это хорошо для производителей машин и самого фестиваля в целом, но мало значит для меня лично. Всему, знаете ли, свое время. Мое время, как гонщика, прошло, и я далек от того, чтобы любоваться картинками прошлого. Я не тот человек, который живет прошлым. Я живу сегодняшним днем и думаю о дне завтрашнем.
Просто я хотел сказать, что гоняться в Формуле-1 сегодня - совсем другое дело, чем в мои дни. Вместо прежних 4 млн. долларов я мог бы получать уже 50 млн., причем с куда меньшим риском, чем в те времена. Каждый круг по той, старой трассе, на которой я горел, представлял собой почти 7-минутную отнюдь не развлекательную поездку меж сплошных деревьев и холмов. Никакого сравнения с современным Нюрбургрингом. Конечно, я бы предпочел гоняться сегодня, а не в те дни. Тогда мои уши остались бы целыми, и я заработал бы больше денег.
Ники Лауда(ч.4): Money, Money, Money...
Ники Лауда(ч.5): "До встречи в России!”