Дебют Хунгароринга: обзор журала "За рулем"
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Дебют Хунгароринга

Дебют Хунгароринга

В то августовское утро, когда наши автомобили взяли курс из редакции на Будапешт, на первый розыгрыш Большого приза Венгрии, нам казалось, что мы готовы к встрече с формулой 1. Как-никак сотрудники «За рулем» располагают информацией об этих супергонках. Но то, что мы увидели на новой трассе «Хунгароринг», где состоялся одиннадцатый этап чемпионата мира этого года, не шло ни в какое сравнение с нашими «домашними заготовками».
Только побывав в нескольких метрах от трассы, где с оглушительным ревом проносятся машины первой формулы, потолкавшись в боксах и в пресс-центре, а главное посмотрев сами соревнования с разных точек, можешь получить представление об этом грандиозном спортивном аттракционе.
В кратком репортаже невозможно передать, что мы ощутили, едва приоткрыв для себя этот особый мир, в котором сосуществуют рядом спортивная страсть и конструкторская изобретательность, коммерция и бьющая через край реклама и многое, многое другое, не подлежащее однозначной оценке. И все же в этой пестроте впечатлений выделялось, наверное, наиболее для нас существенное — спортивная сторона дела.
...Самое большое помещение пресс-центра «Хунгароринга», где аккредитовано свыше 700 корреспондентов, в состоянии вместить лишь часть желающих попасть сюда: идет пресс-конференция победителей. Герои дня — обладатель Большого приза Венгрии бразилец Нельсон Пике, его земляк второй призер Айртон Сенна (дуэль между ними долго держала в напряжении двести с лишним тысяч зрителей) и третий — англичанин Найджел Мэнселл, лидер чемпионата мира по сумме очков. Все трое, несмотря на внешнюю несхожесть, чем-то напоминают друг друга: держатся естественно просто, словно бы и не было никакой доблести мчаться два часа по петляющей трассе с головокружительной скоростью. На лицах — заметная усталость, глаза, впали. Сенна был прав, когда говорил перед стартом: «Гонка потребует всех наших сил».
Да, совсем не такими обычными представлялись нам эти короли скорости XX века. Но, что еще важнее, мы видели их на трассе и без всякой идеализации можем утверждать: прежде всего они спортсмены, большие спортсмены, так же как и гонки формулы 1 — большие гонки, несмотря на все издержки, связанные с вмешательством в них бизнеса, со случавшимися трагедиями на трассах и другими вещами, не украшающими спорт.
«Гран при» по праву считают вершиной автомобильных соревнований, потому что скорость — это все-таки главное содержание автомобильного спорта, формуле 1 здесь нет равных. Не случайно гонщиков тут величают пилотами, а их машины — болидами: в самом деле есть здесь что-то не совсем земное.
«Хунгароринг» построен как трасса повышенной трудности. На кольце длиной чуть больше четырех километров 19 поворотов, подъемы, спуски, но и это не помешало гонщикам развивать огромные скорости. Лучший результат на прямой — 297,674 км/ч по электронным часам фирмы «Лонжин», данные которых обрабатывает компьютер, показал экс-чемпион мира финн Кейо Росберг, а А. Сенна смог на официальной тренировке преодолеть круг со скоростью 161,547 км/ч.
Автомобили формулы 1, как известно, мало чем напоминают те, на которых мы ездим, и все же никто не сможет отрицать их кровного родства: двигатели, трансмиссии, тормоза, шины, руль — все говорит об этом. Первая формула первой и раскрывает границы, казалось бы, невозможного в конструировании легковых автомобилей: использование турбонаддува, аэродинамического эффекта, колес из магниевого сплава, низкопрофильных шин и многого другого.
Полуторалитровые двигатели формулы 1 с турбонаддувом мощностью в 800—1100 л. с. при 11000—12000 об/мин способны сообщать машине скорость свыше 330 км/ч. Время разгона до 100 км/ч составляет всего 3,5 секунды, а до 200 км/ч — 7,2 секунды. Сведения эти, в общем-то, не представляют новизны, но когда видишь формулу 1 в действии, не можешь не отдать дань уважения талантливости конструкторов, создавших эти аппараты, и талантливости гонщиков, управляющих ими.
В боксах, куда не возбраняется вход корреспондентам, привлекают внимание готовые к бою корпуса машин, сверхлегкие «монококи», к которым в считанные минуты жестко крепятся двигатель и трансмиссия. Для каждой машины несколько корпусов, различающихся аэродинамическими параметрами. В зависимости от условий гонки будет отдано предпочтение тому или другому.
За боксами команд, каждая из которых имеет своего спонсора-покровителя из числа известных фирм, производящих асе возможное, начиная от сигарет («Марлборо») и кончая компьютерами («Оливетти», «Дейта Дженерал»), выстроились их огромные автофургоны, спорящие выдумкой раскраски и броскостью рекламы. А за ними разместилась «улица шинников». Два шинных гиганта — «Гудьир» и «Пирелли» предлагали своим клиентам набор колес-сликов, начиная от сверхмягких и кончая сверхжесткими: для разных покрытий трасс, для разной погоды. И совсем непросто подобрать самый лучший. А это выигрыш не только в скорости, но и в безопасности. Не раз замирало у нас сердце на тренировках, когда опробовались разные шины: на 360 градусов развернуло автомобиль Мэнселла, вертелись волчком на трассе Сенна, австриец Бергер, которого считают открытием сезона, другие съезжали с трассы. Полюбопытствовав, мы решили поднять колесо, и нам показалось, что держим в руках всего лишь легкий чемодан.
В формуле 1 борьбе за секунды, за доли секунды подчинено все, ну буквально все. С верхнего яруса пресс-центра мы наблюдаем за тем, что происходит возле боксов. Бригада технической службы команды «Лотос-Рено» изготовилась к приему гонщика для замены колес. Шесть человек как шесть роботов. Подлетает машина — и в тот же миг заработала подъемная тележка, пневмо-гайковерты. Раз, два, три... Не успеваем досчитать до восьми — все шестеро вскидывают руку вверх: готово! Автомобиль срывается с места. С такой же четкостью и быстротой устраняются неисправности, правда, когда это возможно. На «Хунгароринг», где стартовало 26 автомобилей, к финишу приехало только десять — так велик был сход на новой трассе по причине неисправностей двигателей, коробок передач, электрооборудования. Зато зрители были вознаграждены редким по напряженности поединком бразильцев Сенны и Пике, которому в конце концов удалось стать первым победителем Большого приза Венгрии. Этот приз торжественно вручал председатель Совета Министров ВНР Г. Лазар.
Будапештский этап усложнил ситуацию в борьбе за чемпионскую корону. Но для нас сегодня, наверное, более важен другой итог. Впервые в социалистической стране построена трасса для формулы 1. Впервые на ней состоялась премьера чемпионата мира. Что думают по этому поводу, что говорят авторитетные лица)
ЭРВИН НАДЬ, зам. министра транспорта ВНР: «Мы спросили у всех — от техников в боксах до находящихся на вышке судей: как им понравилась трасса и ее оборудование) В ответ слышались только самые лестные отзывы».
НИКИ ЛАУДА, трехкратный чемпион мира в формуле 1: «Хунгароринг» фантастичен. Я еще не видел такой хорошей трассы. Западные страны в этом отношении могут взять себе пример. Речь, конечно, идет о трудной трассе, но пилоты формулы 1 как раз и предназначены для того, чтобы решать сложнейшие задачи».
Да, премьера Большого приза Венгрии во всех отношениях удалась. В истории формулы 1 открыта новая глава, которая еще больше расширяет сферу распространения этого широко признанного спортивного зрелища, уступающего в популярности только олимпиадам и футбольным чемпионатам мира.

См. также: Секреты "Хунгароринга": Праздники и будни

М. ТИЛЕВИЧ

Журнал "За рулем" ноябрь, 1986



Знаете ли Вы что...