Крутятся диски

В Европе такие конструкции появились к началу 60-х годов. А чтобы сделать колесо еще более устойчивым перед боковой нагрузкой, плоский диск вскоре сделали профилированным, а затем стали применять вместо сплошных диски с несколькими (как правило, шестью) толстыми «спицами». Для повышения прочности использовали магниевый сплав. В таком виде колесные диски просуществовали до начала 90-х годов. Но они достаточно часто менялись в размерах, следуя за эволюцией шин — сначала неудержимо росли вширь, а потом, повинуясь запрету, вновь уменьшились.
В ранние годы команды иногда самостоятельно отливали диски, как Cooper в середине 60-х. Но к началу 90-х в Ф-1 диски стали покупать у специализированных фирм. Именно таким фирмам и принадлежит авторство идеи, перевернувшей мир гоночных дисков. В начале 90-х практически одновременно итальянцы из компании OZ и немцы из BBS предложили командам Ф-1 кованые диски из магниевого сплава. Такой диск на четверть легче при той же прочности. OZ и BBS удалось сохранить доминирующее положение в Ф-1, постепенно вытеснив конкурентов. Лишь американской компании Enkei удается сопротивляться натиску европейцев. Но в числе ее клиентов уже много лет значится лишь одна команда — McLaren.
![]() |
OZ и BBS пришли в мир Формулы-1 по весьма похожему пути. Начинали с производства дисков «с претензией на спортивность» для дорожных машин, потом занялись производством настоящих спортивных колес, а там уже до Ф-1 было рукой подать. Диски OZ дебютировали в чемпионате мира в 1984 году на машинах Alfa Romeo. Однако основные достижения OZ связаны, конечно, с «кованым» периодом, когда оснащенные итальянскими дисками Williams выиграли за пять сезонов (с 1993 по 1997 год) 42 Гран При из 82 проведенных. Нам же можно с легкой грустью вспомнить 1995 год — тогда автомобили Jordan выступали на дисках марки OZ, произведенных на московском заводе ВИЛС. Увы, развития это сотрудничество не получило.
BBS, придя в мир Гран При в 1992 году, с самого начала сделали ставку на Ferrari. Так что за три последних сезона в активе немецкой компании два чемпионских титула и три Кубка конструкторов. Впрочем, их соперникам из OZ тоже есть чем гордиться — четыре года подряд их диски побеждали в Indy 500 и трижды выигрывали «24 часа Ле-Мана». Ну а если учесть, что в сезоне-2002 у каждой из компаний по пять клиентов среди команд Ф-1, то можно с уверенностью утверждать — борьба на дисковом фронте в самом разгаре. Вот только вряд ли кто-то заметит ее на фоне поединков Michelin с Bridgestone и Ferrari c Mercedes и BMW. Разве что у кого-то из пилотов опять на полном ходу не выдержит колесо. Но это вряд ли случится.

Александр Мельник
Журнал "Формула-1" апрель, 2002