Стоп машина: Остановленные гонки Формулы-1
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Стоп машина!

Стоп машина!

Из-за непогоды, новых правил и обилия аварий Большой Приз Бразилии ’2003 превратился в настоящий триллер с самой неожиданной развязкой. Но в истории Ф-1 это далеко не первая гонка, остановленная досрочно.

С 1950 по 2002 год гонки чемпионата мира прерывались 62 раза. В большинстве случаев красный или финишный флаг вывешивался ранее, чем пилоты преодолевали заранее оговоренную дистанцию, либо из-за дождя, либо из-за серьезной аварии. А в пяти случаях (Гран При Бельгии ’81, Гран При США-Восток ’82, Гран При Австрии ’87, Гран При Австралии ’89 и Гран При Бельгии ’90) гонку останавливали дважды. Впервые в рамках чемпионата мира такое случилось в 1950 году в Индианаполисе, где гонка была прервана из-за дождя после 345 из 500 миль дистанции.






Не всегда причиной досрочного окончания становились стихийные бедствия или несчастные случаи. Бывали подчас и почти курьезные случаи. Так, в 1995 году в Монреале судьям пришлось дать итоговую классификацию по итогам 68 из 69 кругов, поскольку после финиша на трассу хлынули толпы болельщиков и некоторые гонщики просто не смогли закончить свой последний круг. Но если в Канаде ’95 этот казус хотя бы не изменил положения в итоговой классификации, то десятью годами ранее в Сильверстоуне, когда из-за ошибки судьи клетчатый флаг вывесили после 65-го круга, это самым серьезным образом отразилось на итогах гонки. И надо же такому случиться, что именно на последнем, 66-м круге в баке Ligier занявшего третье место Жака Лаффита кончился бензин и шедший за ним Нельсон Пике из-за досрочного окончания гонки лишился возможности подняться на пьедестал.
Это была не единственная ошибка судей и организаторов, прервавшая гонки Ф-1. В 2000 году в Монако из-за несогласованности действий судей на первом круге по ошибке был вывешен красный флаг, и гонку пришлось начинать заново. А в 1986 году во время первой гонки на венгерском «Хунгароринге» организаторы переоценили скоростные возможности новой трассы и назначили слишком длинную дистанцию гонки: 77 кругов. В итоге по прошествии двух часов после старта при абсолютно нормальных погодных условиях пилоты успели преодолеть лишь 75 крутов, и директору гонки пришлось прервать соревнование. Нечто подобное повторилось и пятью годами позже в американском Финиксе.
Впрочем, почти в половине (31 из 63) остановленных гонок, в том числе и даже на дважды прерывавшихся Гран При Австрии ’87 и Бельгии ’90, пилоты затем все же преодолевали полную дистанцию. И только четырежды в истории чемпионатов мира Ф-1 гонки окончательно останавливались до того, как пилоты успевали пройти 2/3 дистанции и по правилам им присуждались лишь 50% положенных очков. Причем три из этих четырех гонок (исключение составил лишь достаточно тривиальный Большой Приз Австрии 1975 года, остановленный после 29 кругов из-за жуткого ливня) надолго запомнились поклонникам «королевы автоспорта».
Первая из этих трех тонок - Большой Приз Испании 1975 года в Монжуик-парке - в чем-то схожа с недавним Гран При Бразилии. Как и в Сан-Паулу, барселонская гонка была остановлена после страшной аварии (тогда, правда, все закончилось куда более трагично: вылет с трассы машины Рольфа Штоммелена привел к гибели четырех человек). Однако красный флаг организаторы решились вывесить лишь десятью минутами позже, и за это время Йохен Масс на McLaren и Жаки Икс на Lotus успели дважды поменяться местами во главе «Каравана». Но посколькувсе обгоны совершались под желтыми флагами, судейскую коллегию буквально завалили протестами команд. В итоге за несколько последующих часов результаты гонки пересматривались и менялись раз десять, пока наконец не был опубликован окончательный протокол, в котором на первом месте стояла фамилия Йохена Масса. Дня немца, как и для Физикеллы в Бразилии, та победа стала первой (но, увы, и последней) в Ф-1. Правда, и Масса, и Икса, и финишировавшего третьим Жарье все же оштрафовали на 1000 швейцарских франков, а француза еще и лишили третьего места за пресловутые обгоны под желтыми флагами. Но самую большую сенсацию сотворила в итоге итальянка Лелла Ломбарди. На момент остановки гонки Тигрица из Турина оказалась на шестом месте, став, таким образом, единственной женщиной в истории автоспорта, сумевшей финишировать в зачетной шестерке на этапе чемпионата мира Ф-1.
Не меньший резонанс в «большом цирке» вызвала и еще одна прерванная гонка за Большой Приз Монако 1984 года, которая навсегда вошла в «золотой фонд» Формулы-1, поскольку именно она открыла миру талант Айртона Сенны. Тогда под проливным дождем на узких улочках Монте-Карло за рулем скромного Toleman юный Волшебник и правда творил чудеса: стартовав из второго десятка, он проходил одного соперника за другим и к 19-му кругу выбрался на второе место. До лидировавшего McLaren Проста оставалось 33,8 с, но Сенна летел как на крыльях, отыгрывая у француза по три секунды на круге. Ему оставалось всего несколько секунд до Алена, когда на 31-м круге директор Гран При бельгиец Жаки Икс остановил гонку.

«Трасса была слишком скользкой, и продолжать гонку в этих условиях было полным безумием. Даже если бы я точно знал, что через два круга Сенна обгонит Проста, я бы все равно остановил ее, ведь иначе один из них мог просто не доехать до финиша», - признался Икс, хотя кому, как ни ему, в похожей ситуации лишившемуся победы в Монжуике ’75, было не понять рыдавшего на пьедестале бразильца. Судьба все же предоставила шанс Сенне расквитаться за «досрочное поражение» в Монако ’84 «досрочной победой» в Аделаиде ’91. Австралийскую гонку, остановленную после 14 кругов из-за дождя и ставшую самой короткой в истории Ф-1, Айртон закончил безоговорочным лидером и, получив свои пять очков, стал пока последним победителем Гран При Ф-1, недобравшим очков за свою победу.
С тех пор ни одна гонка чемпионата мира не завершилась до того, как пилоты преодолевши вожделенные 2/3 дистанции Гран При. И хотя бразильский Большой Приз этого года и стал самым коротким (в процентном отношении к общей дистанции) с 1991 года, в общем списке досрочно завершенных гонок он занимает со своими 76% пройденной дистанции лишь седьмое место.

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1", июнь 2003г.



Знаете ли Вы что...