Семидесятые: Триумф и трагедия
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Триумф и трагедия

Триумф и трагедия

Семидесятые: Война моторов и дуэль шинников
Семидесятые: Эмо - самый юный чемпион
Мы продолжаем публиковать серию статей о Формуле-1 семидесятых годов. 1973-ий стал годом триумфов и трагедий.

В следующем сезоне количество гонок возросло до 15. В официальный календарь чемпионата впервые были включены Гран При Бразилии, который пару лет проводился в качестве внезачетной гонки, и Гран При Швеции на новой трассе, построенной на аэродроме "Андерсторп”. После годичной паузы, связанной с модернизацией трассы в Зандфорте, снова появится в календаре и большой приз Голландии.
В шинной войне между Firestone и Goodyear чаша весов постепенно склонялась в пользу последнего. Если Firestone по-прежнему делал лучшую дождевую резину, то "сухие” и квалификационные покрышки Goodyear явно превосходили продукцию конкурента. Перед сезоном-73 в лагерь Goodyear перешли и Lotus с Ferrari, отвив Firestone лишь BRM, Surtees, Iso и небольшие частные команды. По словам Эда Александера, директора гоночного отделения Goodyear, его компания в те годы тестировала за сезон примерно 300 вариантов состава резины, из которых около 30 проверялись на трассах. Целью шинников было подобрать оптимальный состав смеси для каждой марки шасси и для каждой трассы. Естественно, в этих условиях выбор шин приобретал чуть ли не решающую роль в гонке. По мнению того же Александера, на круге, который проходится за полторы минуты, разница в полсекунды между пилотами определялась собственно навыками гонщика и качеством шасси. Мотор мог принести кому-то еще 0,7 секунды преимущества, а вот благодаря правильному выбору шин можно было сбросить до двух секунд на круге!




На фоне стремительного прогресса шинников достижения моторостроителей и конструкторов шасси выглядели не столь впечатляюще. Сезон-73 основные конкуренты начали с тем же багажом, что и в прошлом году. Так Tyrrell имел в своем распоряжении две модели - 005 и 006, оснащенные теми же Cosworth DFV, которые развивали теперь примерно 460 л.с. - на 20-30 л.с. меньше, чем Ferrari, но чуть больше, чем BRM. Lotus также продолжал постепенное совершенствование 72-й модели, экспериментируя, в основном, с аэродинамикой - воздухозаборниками и антикрыльями. Ferrari вступила в сезон с новой моделью 312B3, отказавшись, наконец, от традиционной для себя трубчатой конструкции шасси в пользу монокока. Однако наиболее удачной новой машиной сезона был, пожалуй, McLaren М23 - хорошо сбалансированный и надежный автомобиль. Создатель этой машины Гордон Коппак заложил основу для будущих успехов McLaren на несколько лет вперед - М23 выходила на старт конечно, в новых модификациях, вплоть до 1978 года.
Команды-лидеры сохранили свой прошлогодний состав. Значимые переходы пилотов в межсезонье ограничились лишь перемещением Клея Регаццони из Ferrari в BRM и приходом на его место в Scuderia Артуро Мерцарио. Регаццони отпраздновал свой переход поул-позицией в первой гонке сезона в Аргентине. Однако победа на обоих южноамериканских этапах чемпионата - в Буэнос-Айресе и в дебютном Гран При Бразилии на "Интерлагосе” - досталась действующему чемпиону и кумиру южноамериканских болельщиков Эмерсону Фиттипальди. Через месяц, когда гоночный караван переместился в Южную Африку, дебют McLaren М23 также был отмечен поулом Денни Хьюма. Но гонку выиграл Стюарт, прорвавшийся к победе с непривычного для себя 16-го места на старте. Из европейских гонок первой половины сезона наиболее примечательным был Гран При Монако: после дуэта в начальной стадии гонки в исполнении вторых номеров Tyrrell и Lotus Франсуа Севера и Ронни Петерсона вперед вырвался Джеки Стюарт, а "погоню за лидером” возглавил Эмо. Несмотря на все усилия Фиттипальди, приблизиться к Стюарту ему не удалось, Джеки выиграл гонку, что стало поворотным моментом в чемпионате: дела Lotus после этого пошли на спад, a Tyrrell сохранил набранный темп до финиша сезона. Великолепная гонка удалась в Монако и Лауде: австриец шел третьим, пока не отказала коробка передач. Увидев такую прыть своего бывшего рента-драйвера, Луис Стенли, хозяин BRM, поспешил заключить с ним постоянный контракт.
На следующей гонке в Андерсторпе первенствовал Деннис Хьюм на новом McLaren М23, а на британском Гран При его успех повторил и Питер Ревсон. Впрочем, гонка в Сильверстоуне стала знаменитой отнюдь не из-за победы Ревсона, а благодаря массовой аварии на старте, которую устроил юный и горячий южноафриканец Джоди Шектер. После его пируэтов на стартовой прямой добрый десяток машин разлетелся в разные стороны, как бильярдные шары. Благо, никто серьезно не пострадал, если не считать зажатою в кокпите со сломанной ногой Андреа де Адамича. Итальянца извлекали из машины почти полчаса и из-за последствий не столько травм, сколько психологического шока, протеже Alfa Romeo прекратил на этом свою гоночную карьеру.
Гораздо более трагично закончилась авария Роджера Уильямсона, пилотировавшего March команды Тома Уиткрофта, хозяина автодрома в Донинггоне и обладателя знаменитой коллекции гоночных машин, на Гран При Голландии в Зандфорте. Гонщик заживо сгорел в своей машине на глазах миллионов телезрителей, пока неподготовленные к таким ситуациям судьи на трассе ждали приезда пожарной машины. Лишь близкий друг Уильямсона Дэвид Перли, остановившийся на месте аварии, предпринимал безуспешные попытки вытащить гонщика из пекла.
Победы в Голландии и Германии достались Джеки Стюарту, таким образом, практически обеспечившему себе третий чемпионский титул. Скудерия же обе эти гонки пропустила - Мауро Форгьери пытался внести коррективы в конструкцию машины. Гонщик номер 1 Ferrari Жаки Икс получил по этому случаю "вольную” и стартовал на своей любимой трассе в Нюрбурге за рулем McLaren. Джеки Стюарт окончательно оформил свое чемпионство в Монце, финишировав четвертым позади Петерсона, Фиттипальди и Ревсона.
Сезон-73 традиционно завершался двумя гонками на американском континенте - Гран При Канады и США. В Моспорте в соответствии с новыми нормами безопасности после одной из аварий на трассу выехал пейс-кар - впервые в истории Ф-1. Начались массовые пит-стопы, и судьи сбились в подсчете кругов. В итоге после финиша гонки вопрос о том, кто же все-таки выиграл, решался в течение нескольких часов. Вначале поздравления принимал Фиттипальди, однако потом победа была отдана Питеру Ревсону.
Гран При США в Уоткинс-Глене был омрачен очередной трагедией: напарник Стюарта по команде Tyrrell Франсуа Север разбился в субботней тренировке перед гонкой. Триумфальный для Tyrrell сезон закончился трагедией. Стюарт отказался выходить на старт и объявил об окончании карьеры гонщика Формулы-1. Справедливости ради стоит заметить, что авария Севера сократила послужной список Стюарта лишь на одну гонку, остановив его на магической отметке 99. Еще в начале сезона Джеки поставил в известность "дядюшку Кена” и президента Ford-Europe Уолтера Хейеса о том, что сезон-73 станет для него последним. Выиграв 27 гонок из 99 (лучший процент побед лишь у великих Фанхио, Аскари и Кларка), Стюарт покинул Формулу-1 непобежденным.


Вадим Степанов

Журнал Формула-1 12/2001



Знаете ли Вы что...