Сепаратисты. Часть третья: Южноафриканские затворники
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Южноафриканские затворники

Южноафриканские затворники

Часть первая
Часть вторая
Южноафриканский автоспорт 60-70-е годы прошлого века представлял собой достаточно странное зрелище. Он был достаточно богат с материальной точки зрения, но при этом практически полностью изолирован от мирового автоспорта. ЮАР исповедовала политику апартеида, и благодаря ей на долгие годы попала в спортивную и культурную изоляцию. Но именно напряженность в отношениях со многими странами, и привели к тому, что в Южной Африке появился собственный Чемпионат Формулы-1. Он не зависел ни от FIA, ни от международного мнения, ни в широком смысле, даже от европейских команд и конструкторов.
Считается, что самый мощный удар по спортивной жизни ЮАР был нанесен Международным Олимпийским Комитетом, который не допускал сборную страны к участию в Играх с 1964 до 1992. Серьезно досталось стране и от FIFA, которая с 1966 аж до 1990 не позволяла ЮАР участвовать в Чемпионатах Мира.
FIA оказалась куда лояльнее к Южной Африке, и бойкот так и не был объявлен. То ли в силу толерантности чиновников, то ли в силу того, что против участия ЮАР в Чемпионате Мира никто серьезно не протестовал – на решения МОК и FIFA сильно повлияло давление со стороны других африканских стран, которые не имели никакого веса в FIA.
Но несмотря на то, что Гран При ЮАР стал этапом Чемпионата Мира в 1962 году, и вылетел из него лишь в середине восьмидесятых, а Джоди Шектер в семидесятых успешно выступал в Ф1, национальный автоспорт оставался достаточно закрытым.
Причины этого следует искать именно в политике страны. В некоторых странах на любого белого, приехавшего из ЮАР, косились, подозревая в нем чуть ли не средневекового рабовладельца. Где-то, как в Англии и США на апартеид смотрели сквозь пальцы, а где-то он вызывал самую яростную ответную реакцию. Например, в 1977 году Яна Шектера – на тот момент пилота March – выдворили из Японии, запретив стартовать в Гран При, за то, что у него была лишь туристическая, а не рабочая виза.
В начале 60-х в ЮАР ежегодно проводились 2-3 внезачетных гонки Ф1, но европейские пилоты и заводские команды Чемпионата Мира их практически не посещали. Местные гонщики добивались отличных результатов на южноафриканских трассах, и имели возможность покупать самую «свежую» технику, но лишь некоторые из них выезжали за границу – за всю историю Чемпионата Мира в нем более-менее регулярно выступали лишь 4 пилота из ЮАР, один из самых низких «результатов».
Между тем, финансовое положение южноафриканских пилотов было достаточно высоким – многие из них могли себе позволить покупать в Англии достаточно «свежие» версии машин, недавно стартовавшие в Чемпионате Мира. Другие же местные пилоты были достаточно талантливыми инженерами, зачастую, с европейским образованием, и сами строили себе гоночные болиды.
В результате сложилась достаточно странная ситуация: страна была насыщена неплохой гоночной техникой, в ней было не меньше десятка отличных пилотов, выросших из младших серий, но все это богатство некуда было девать. Двое-трое самых сильных пилотов, раз в год стартовали в ГП ЮАР в рамках Чемпионата Мира, а остальные вынуждены были выступать в местном кольцевом Чемпионате, который проводился по принципу «свободной формулы» – эдаком винегрет из самых разных машин и классов.
Именно на основе этого национального Чемпионата в конце 1965 года, и было принято организовать Южноафриканский Чемпионат Формулы 1. Точнее, речь шла о том, чтобы со следующего году не допускать на старт болиды младших классов, кузовную технику и т.п.

Первый сезон Южноафриканской Ф1 состоял из тринадцати этапов. Десять гонок должны были пройти в ЮАР – на четырех различных автодромах – еще два этапа были запланированы в Родезии (непризнанного государства, годом ранее «отделившегося» от Виликобритании), и один в Мозамбике (в те годы, португальской колонии). А приняли в нем участие аж тридцать пилотов, подавляющее большинство из которых были гражданами ЮАР и Родезии.
Так что Чемпионат получился вполне международным, с колониальным оттенком. Единственными иностранцами, принявшими участие в первом сезоне Южноафриканской Ф1 стали британец Боб Андерсон и австралиец Пол Хокинс – гонщики полуаматоры, стартовавшие в том году в одной-двух гонках.
Иностранные пилоты вообще не появлялись в Южноафриканском первенстве – это было отчасти связано с закрытостью страны, но еще и с неудобным графиком, ведь этапы Серии проходили одновременно с этапами Чемпионата Мира и на фоне кучи европейских внезачетных гонок.
За всю историю Южноафриканского Чемпионата его посетили лишь пять европейских пилотов, да и те стартовали лишь в первой гонке сезона, т.к. она почти никогда не совпадала по времени с европейскими. Кроме Андерсона и Хокинса, в 1968 в ЮАР приехал француз Жан-Пьер Бельтуа, в 1971 там стартовал сильный «кузовной» гонщик Брайан Редман, а в 1973 – Питер Гетин, почти завершивший к тому времени свою карьеру в Ф1. Единственным иностранцем, который провел в Южноафриканском Чемпионате два полных сезона, стал некий Петер Халлер, выступавший с немецкой лицензией в 1973-74 годах, и набравший всего 4 очка за два года.
Ну а первым Чемпионом Южноафриканского Чемпионата Ф1 стал Джон Лав, выигравший семь из тринадцати этапов. Он бы выиграл и больше гонок – если не все - но ненадежная техника подвела его на пяти этапах. Лав был одним из самых опытных пилотов своего региона, и безусловно талантливым гонщиком. Несмотря на возраст – в 1966 Джону было уже 42 – он рвал более молодых соперников буквально на части. Лав повторил свой успех в следующем году, выиграв восемь из десяти гонок сезона, а потом еще раз в 1968 году, когда выиграл шесть из десяти, и еще раз в 1969, когда одержал пять побед в одиннадцати стартах. Заодно он выиграл едва ли не все квалификации. Так Джон Лав стал четырехкратным Чемпионом Южноафриканской Ф1, добавив эти титулы к двум «свободным» Чемпионатам, выигранным в 1964-64 годах. В последующие годы Лав еще дважды становился вице-чемпионом Серии, и один раз был третьим, прежде чем ушел из большого спорта в конце 1974 года.


Brabham BT20 Джона Лава в 1968 году

McLaren M23 Дэйва Черльтона в 1974 году

Джон Лав (слева) и Дэйв Чарльтон, 1969 год

Место Джона на Олимпе Южноафриканского Чемпионата Ф1 занял Дэйв Чарльтон, который был на двенадцать лет младше, но столь же блестяще талантлив. Черльтон выиграл пять титулов подряд, с 1970 по 1974, одержав победы в 39 гонках из 56, и выиграв больше половины квалификаций!
Такое тотальное доминирование двух пилотов – за десять лет существования Южноафриканской Ф1 Лав и Чарльтон выиграли на двоих более 70% гонок, и более 80% всех квалификаций – объясняется очень просто. Эти безусловно талантливые пилоты зачастую обладали самой лучшей техникой в пелетоне, а ее они могли позволить себе купить благодаря деньгами спонсоров.
Например, в 1967 году, когда Лав едва не выиграл все гонки сезона, он выступал на Cooper T79 – машине построенной в 1964 году, на которой Брюс МакЛарен выступал в Тасманской Серии 1965 годах. Болид был великолепен, особенно на фоне машин соперников – ему противостояло два-три более-менее современных Brabham BT11, пара стареньких Cooper, и целый флот болидов местных разработок, LDS и Netaur. Победа Лава при таком «перекосе» сил была неизбежной.
А в 1973 году – самом успешном сезона Дэйва Чарльтона, когда он выиграл десять гонок из двенадцати – Дэйв выступал на Lotus 72D, великолепной машине, на которой годом ранее Эмерсон Фиттипальди стал Чемпионом Мира. А соперники выступали, на куда более слабых шасси – среди них были и машины Формулы-5000, и Tyrrell 004 двухлетней давности, и антикварный Surtees TS5. И победа Чарльтона, опять же, была неизбежной.


McLaren M10 с переделанными боквоыми радиаторами

Lola T140 Джеки Преториуса в 1968 году

Tyrrell 004 Эдди Кейзана

Ян Шектер за рулем победного Tyrrell 007

Соперничать с Лавом и Чарльтоном могли лишь единицы – такие же ветераны, как и они сами, обладавшие сопоставимой техникой. Например, Джеки Преториус или Сэм Тингл, которым было около сорока. Или Эдди Кейзан, который купил у Кена Тиррелла почти новенький Tyrrell 004 и в 1973 году выиграл на нем семь вторых мест.
Единственным пилотом, сумевшим отобрать Чемпионскую корону у ветеранов-монополистов стал Ян Шектер, который выиграл титул в 1975 году. В лучших традициях своих предшественников он выиграл шесть гонок из восьми. Для этого ему пришлось купить Tyrrell 007, на котором его брат Джоди, годом ранее выиграл бронзу Чемпионата Мира. Опять же, в лучших традициях предыдущих сезонов, конкурентов с технической точки зрения, у Яна не нашлось.
Но в 1975 году Южноафриканский Чемпионат Ф1 уже умирал. Он не выдержал изоляции и тотального доминирования нескольких пилотов. Спонсоры – преимущественно, табачные компании – несли деньги лишь лидерам, которые покупали на них отличные машины, выигрывали новые Чемпионаты, получали очередные чеки от спонсоров, и так по кругу. Пилоты из середины пелетона за редким исключением просто не могли вырваться наверх.
К тому же, Чемпионат десять лет варился в собственном соку. Не было притока свежей крови, свежих идей, и новых сильных пилотов. Если в той же Тасманской Серии местные гонщики имели возможность потягаться со звездами Чемпионата Мира, чему-то научиться у них, а местные механики благоговейно смотрели, как работает, например, команда Lotus, то в ЮАР всего этого не было. Местный автоспорт благополучно замер на месте, и переварил сам себя.
Возможно, если бы международная спортивно-культурная изоляция ЮАР прекратилась не в начале девяностых, а двадцатью годами ранее, и талантливые местные пилоты получили возможность полноценно выступить в Чемпионате Мира, эффект был бы совсем другим. Но лучшие годы многих пилотов прошли в Южноафриканском Чемпионате, который, скорее, похоронил их талант, чем дал ему возможность расцвести. По иронии судьбы единственный южноафриканский Чемпион Мира, Джоди Шектер, никогда не выступал в своем национальном Чемпионате – выиграв южноафриканский Чемпионат Формулы-Ford, он перебрался в Англию. Может быть, это и спасло его карьеру. Ведь его брат, Ян Шектер, который был старше Джоди всего на три года, застрял в ЮАР, шесть раз выиграл Южноафриканский Чемпионат (после 1975 года проводившийся для полуаматорских машин класса Формула-5000), но так и не сумел построить серьезную международную карьеру, хотя был не менее талантлив, чем Джоди.

Журнал ProFormula



Знаете ли Вы что...